Русские суеверия - стр. 121
ВОЛКОДЛА́К (ВОЛК-О́БОРОТЕНЬ) – человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей.
«Полночь, всеобщая тишина. Вот-вот к нам заглянет домовой, волкодлак, лаума, какая-нибудь нечистая сила» (смолен.); «Солдатик проучил пупка-колдуна за то, что он на свадьбах людей волкулаками делал» (смолен.).
Вера в существование волкодлаков, волков-оборотней, бытовала издавна. В Кормчей по списку 1282 г. повествуется о волкодлаке, который гонит облака, «изъедает» луну 〈Гальковский, 1916〉. По мнению Ф. И. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице „Серый волк на небе звезды ловит“» 〈Буслаев, 1861〉.
Описания сверхъестественных существ, именуемых волкодлаками, в XIX–XX вв. противоречивы. Обобщая южнорусские, малороссийские поверья, А. А. Потебня пишет: вовкулаки (волколаки, вулколаки) оборачиваются волками, черными собаками, кошками; они нападают на людей, на скот, распространяют повальные болезни 〈Потебня, 1865〉.
На Смоленщине и Орловщине волкодлаки – волки-оборотни. Они «переедают шеи» собравшимся на вечеринку девушкам (смолен.) и, напротив, никогда не нападают на человека и скота не трогают (орл.). Вера в существование людей-волков распространена повсеместно, но в Центральной и Северной России их называют обычно не волкодлаками, а оборотнями. В отличие от грозных «небесных волков» и беспощадных полуволков-полулюдей (волкодлаков), люди-волки (оборотни) двойственны в своих повадках и поступках.
Человек, наделенный сверхъестественными способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через нож или топор, воткнутый в пень либо в землю. Если предмет, через который «перекидывались», выдернуть и унести, человек-волк навсегда останется волком. «В селе Лучасах Смоленской губернии рассказывают, что когда-то там жил мужик, умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды за овином нашли воткнутый в землю нож и выдернули его. С тех пор мужик пропал и пропадал без вести года три. Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть нож за овином, на том месте, где он торчал раньше. Те так и сделали. Вскоре после этого пропадавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня на полок и стали парить веником; волчья шерсть вся и сошла. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему перекинуться через нож, и он обращался волком. Прибежал, а ножа нет. И век бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть на старое место нож. Хотя этот парень и обращался в волка, и долгое время был оборотнем, мысли и чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например падали. Когда оборотень подходил напиться к воде, там отражался не волк, а человеческий образ» 〈Гальковский, 1916〉.