Размер шрифта
-
+

«Русская Правда»: проблемы происхождения и изучения памятника права. Правопонимание и правовое регулирование в истории России (К 1000-летию появления писаного права на Руси) - стр. 24


Библиографический список:

1. Библейская энциклопедия. Вып. 1, М.: Типография А.И. Снегиревой, 1841. С. 401.

2. Владимирский-Буданов М.Ф. Очерки истории русского права. Ростов н/Д: Феникс, 1996. С. 174.

3. Герберштейн С. Записки о Московии. СПб., 1866. С. 83–84.

4. Загорский Г.И. Христианские представления о суде и правосудии и их реализация в российском-уголовно-процессуальном законодательстве. В кн. Антология научной мысли (К 10-летию РАП). Сб. статей. М.: Статут, 2008. С. 733–743.

5. Загорский Г.И., Зюбанов Ю.А. У истоков российского уголовного судопроизводства (к 1000-летию «Русской Правды»): Монография. М.: Проспект, 2016. С. 64–65.

6. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 71.

7. Ключеский В.О. Русская история. М.: Эксмо, 2005. С. 69–76.

8. Мюллер М., Вундт В. От слов к вере. Миф и религия. М.: Эксмо, 2002. С. 650.

9. Правда Русская. Т. II. С. 337, 377.

10. Тер-Акопов А.А. Христианство. Государство. Право. (К 2000-летию христианства): Монография. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. С. 13.

Обычай, закон, правда и истина в отечественной правовой культуре (XI–XVII вв.)

Золотухина Н.М. гл. научный сотрудник отдела теории права и судебной власти РГУП, д-р юрид. наук, профессор, заслуженный юрист РФ
N.M. Zolotuhina
Custom, law and truth in native legal culture (XI–XVII centuries)

Аннотация: В статье выясняется содержание и взаимоотношение таких понятий как «правда», «закон», «истина» и «справедливость». В раннее Средневековье (X–XII вв.) термины «закон» и обычай» употреблялись как синонимы. После принятия христианства термин «закон» получил сакральное значение: Законы Бога, Законы Моисея, Законы Вселенских соборов и т. п. Правила поведения, установленные властью, и обеспеченные ее принуждением, стали обозначаться термином «правда». Княжеская «правда», в том числе, и первый сборник законов «Правда Ярослава», должны были соответствовать Закону, как высшей справедливости, составляющей содержание Божественных велений.

В период позднего Средневековья в Московском государстве (XV – первая половина XVII вв.) в связи с принятием ряда «Судебников» (1497, 1550, 1589, 1606 гг.) термин «закон» начинает употребляться в значении общеобязательного правила поведения, установленного государственной властью, не утрачивая при этом и своих нравственных характеристик, но сокращая объем своего содержания (нормативно-правовой акт).

Термин «правда», напротив, расширяет свою семантику, обозначая понятие «справедливости и истины», распространяя свое действие на характеристику всей политической и юридической деятельности государства. В результате термины и обозначаемые ими понятия как бы поменялись местами. В данном варианте уже «закон» должен в своем содержании соответствовать «правде», как высшей справедливости. Диалектика развития этих понятий и взаимоотношений между ними составляют не только основу правопонимания в средние века, но оказывают свое влияние и на современное его восприятие.

Страница 24