Русь, Христианство и Социализм в Новой хронологии - стр. 35
(иррегулярное) ополчение, которое в мирное время сокращалось до народной милиции. Полномочия тысяцких конкурировали с княжескими полномочиями, отчего возникали конфликты, как, например, конфликт князя Дмитрия Донского с московским тысяцким Вельяминовым. Не исключено, что этот конфликт стал причиной бегства Дмитрия Донского после Куликовской битвы на Босфор, и строительство там новой столицы Константинополя, см. 5.3.
С воцарением Романовых для укрепления княжеской/царской власти была создана полиция. Она существовала наравне с народной милицией, точно так, как учреждения царского правительства существовали наравне с Земскими приказами. Покажем это на примере. В 1807 г. Александр I в ознаменовании заключения Тильзитского мирного договора повелел в Москве устроить народные гуляния с участием милиции. Но в 1812 г. Кутузов для сопровождения отступающей через Москву регулярной армии запросил полицейских офицеров. Вероятно, он опасался, что отступлению царской армии может воспрепятствовать народное ополчение, которого в 1812 г. насчитывалось до 400 тыс. чел., и прибегнул к силам правопорядка, состоящим на службе именно у царя/великого князя, см. Любецкий. Рассказы из 1812 года; издание 1880 г. (стр. 5 и 158).
Важной функцией народного самоуправления был распределение земельных угодий. Оно проводилось так, что препятствовало нетрудовому обогащению за счет наемных работников. Вот как об этом говорит пожилой помещик молодому попутчику в повести «Тарантас»[2], стр. 257: Знаешь ли, что у нас на Руси ведется в волостях с исстари такой порядок, какой ни немец, ни француз не выдумают. Посмотри как они ровно и справедливо каждый год меняют между собой участки земли; послушай, как они решают тяжбы и ссоры. Причем, на мирских сходах по справедливости наделяли землей не только крестьян, но и помещиков. Так, А. С. Хомяков гордился тем, что в 15ом веке его прадед стал владельцем своего тульского имения не как-нибудь, а по приговору крестьянского мира [16], с. 5.
Мирские приговоры отличались справедливостью, и были основой спокойной благополучной жизни без острых конфликтов. Отсюда, понятие «мiр» в смысле населения общины, стало синонимом понятия «мир», означающего отсутствие войны. Таким образом, название романа Л. Толстого «Война и Мiр» говорит, что в нем рассмотрено влияние войны на состояние общества, т. е. мiра.
О грамотности сельского населения, равенстве сословий и справедливости народного самоуправления в России до Романовых вполне определенно говорится все у того же А. Хомякова: