Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников - стр. 60
Вопрос 99, того же к другому Cтарцу. Авва, если случится ночное мечтание, хорошо ли исповедать о сем кому-либо из братии и, сделав ему поклон, попросить помолиться о себе?
Ответ. О ночном мечтании хорошо сказать тому, кто может слышать сие (не соблазняясь), и, сделав поклон, до́лжно просить помолиться о себе; ибо Писание говорит: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5, 16).
Толкование.
Отец сей, ответив, что хорошо сказать могущему слышать (не соблазняясь), показал тем, что не полезно говорить о сем всякому, кому случится.
100. Некто из безмолвствующих отцов вопросил того же: как ему пребывать в келлии?
Ответ. Пребывать в келлии – значит воспоминать свои согрешения, плакать о них и сетовать, бодрствовать над собою, чтобы ум не был пленен; а если и будет пленен, то стараться скорее опять привести его в свое место.
Вопрос 101, того же к тому же. Помысл говорит мне, что поучение (в Писании) доставляет чистую молитву: так ли это?
Ответ. Брат! Остерегайся быть поруганным демонами и говорить, что поучение доставляет чистую молитву. Как же страсти пребывают в человеке, имеющем чистую молитву?
Вопрос 102. Того же к тому же. Когда ум бывает зверохищен?[45]
Ответ. Ум бывает зверохищен тогда, когда человек не поспешит предварительно укорить себя. (Такой ум) имеет на себе следы угрызения зубов и терзания ногтей (зверей мысленных), почему и нуждается во врачевании, то есть в покаянии.
Вопрос 103, того же к тому же. Следует ли закрывать глаза при кознях вражиих, и когда восстает на меня тело, что мне делать?
Ответ. Диавол представляет человеку вещи чувственным и нечувственным образом. Слабый закрывает глаза, чтобы не видеть их, а сильный, и видя их, пренебрегает ими, ибо праведный яко лев уповая (Притч. 28, 1). О восстании же тела: беги поспешно с молитвою к Иисусу, и успокоишься.
Вопрос 104. Отчего случается со мною, что я после вопроса (от отцов) осуждаю другого?
Ответ. Осуждение другого после вопроса случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание: осуждай себя, и перестанешь осуждать других.
105. Тот же, будучи возмущен и весьма напуган разбойниками, но благостию Божиею сохранившись от них невредимым, возвестил тому же Cтарцу о своей боязни и вместе просил его молитв о сохранении его на будущее время.
Ответ. Бог, Который сказал: не имам тебе оставити, ниже имам от тебе отступити (Евр. 13, 5), никого не предает; предает же нас неверие наше. Впрочем, и те, которые имеют совершенное упование на Бога, подвергаются иногда, по попущению Божию, искушениям для испытания веры. Разве нападавшие на тебя разбойники были многочисленнее колесниц и сил фараона? А известно, что они внезапно были потоплены одним словом и мановением Господним. Уже ли не помнишь, как ослепли напавшие на Елисея? Кто ослепил их? И для чего соделал и соделывает это Тот, Кто