Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников - стр. 59
Ответ. Брат! Ты принуждаешь меня говорить о том, что выше моей меры, и боюсь, чтобы не быть мне осужденным за сказание о чужих успехах.[44] Слова Писания: прильпе кость моя плоти моей, значат, что все кости человека бывают – одно целое, то есть все помыслы человека составляют одно целое по Богу. – И тогда плоть сия последует помыслу по Богу, и является радость Духа в сердце, – питая ту душу и утучняя тело, и укрепляя их обеих, и (такой человек) уже не ослабевает и не унывает; ибо Иисус отселе бывает ходатаем о нем и поставляет его близ преддверия там, отнюдуже отбеже всяка болезнь и печаль и воздыхание (Ис. 51, 11), и исполняется на нем слово Писания: идеже бо есть сокровище ваше, ту будет и сердце ваше (Мф. 6, 21). Приводит же человека в такую меру совершенное смирение.
Вопрос 98, того же к Великому Старцу. Как можно достигнуть воздержания, как различать немощь естественную от наводимой демонами, и сколько следует вкушать пищи?
Ответ. Брат! Ты любопытствуешь понемногу открыть вещи сокровенные; и я, как безумный еще, думаю, что, о чем ты вопрошаешь меня, сего никто не может рассудить, кроме достигшего в оную меру (преуспеяния). Живой человек ощущает действие холода или теплоты, мертвый же не ощущает сего, потому что потерял чувства. И как в меру познания вещей достигает лишь тот, кто изучает их; и (тогда) может рассуждать о них; а не учившийся и не достигнувший того (познания), если и тысячу раз спросит о них, что они такое, и получит ответ, все еще не может понять сущности вещей: так и в настоящем (случае). Сколько ни говори кому, но более нужен собственный опыт. О немощи (скажу): если тело, принимая повседневную пищу, расслабевает, это – от демонов; в противном случае, это немощь естественная. А воздерживаться – значит вставать (из-за трапезы) немного несытым, как определили старцы новоначальным. – Когда же человек достигнет в меру апостола, который сказал: не неразумеваем бо умышлений его (2 Кор. 2, 11), то не может укрыться от него, сколько следует ему есть, ибо он уже обучен сему (упражнением и навыком). Я вынужден говорить о вещах, высших меня, в чем нет и надобности; может быть, нет даже и могущего принять и понять их, кроме некоторых немногих. Бог отцов наших да приведет тебя в радость сию: она светла и сладка. Такой (человек) уже не вспоминает о телесной пище, ибо он забы снести хлеб свой и пребывает умом в ином мире. Вышних ищите, идеже есть Христос о десную Бога седя: горняя мудрствуйте, горним поучайтеся (Кол. 3, 2, 1). Тому слава во веки, аминь.