Рождение русской словесности - стр. 7
Русь до крещения и после
Не веровал я троице доныне,Мне бог тройной казался всё мудрён…А. С. Пушкин
Вопрос о выборе христианства в качестве государственной религии является дискуссионным вот уже несколько столетий. Исследованию данной проблемы посвящены многочисленные труды как отечественных, так и зарубежных историков, и их результаты сегодня хорошо известны широкому читателю. В связи с этим в своей книге мы коснёмся этого вопроса ровно настолько, насколько это будет необходимым для объяснения значения христианства в процессе формирования русской словесности.
Процесс христианизации Руси прошёл длинный и тернистый путь, и, конечно, его никак нельзя вместить в 988 год – очень условную дату, под которой в русских летописях и обнаруживается статья о выборе веры Владимиром I. Вообще, условность летописных датировок XI–XII веков давно доказана историками и не требует здесь дополнительных разъяснений. Обращу внимание читателя только на то, что этот факт в книге взят за первооснову для всех рассуждений о сюжетных линиях и образах, переданных летописцем в Повести временных лет. Центрами распространения христианства и христианской книжности на Руси стали крупные города – Киев, Ладога, Новгород, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Ростов, Любеч и некоторые другие, в то время как в деревнях ещё долгое время сохранялось язычество.
Знакомство Руси с христианской религией, очевидно, состоялось ещё в начале IX века. Историки владеют информацией о двух свидетельствах крещения «росов». Первое свидетельство относится к 867 году и обнаруживается в «Окружном послании» патриарха Фотия Восточным патриаршим престолам. Послание посвящено созыву Собора в Константинополе (867 год). В данном документе Фотий указывает на то, что Русь, причинившая немало бед христианам, крестилась! Дошедшее до нас «Окружное послание» представляет собой письмо Фотия патриарху Александрийскому Михаилу I