Размер шрифта
-
+

Рождение русской словесности

1

См.: Лихачёв Д. С. Литературный этикет Древней Руси (к проблеме изучения) // ТОДРЛ. Т. XVII. 1961.

2

Леонтьева Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. М., 1993. С. 24.

3

См.: Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XV вв.). М., 2010. С. 15.

4

См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973. С. 15–23; Он же. Литературный этикет Древней Руси (к проблеме изучения) // ТОДРЛ. Т. XVII. 1961; Об одной особенности реализма // Вопросы литературы. 1960. № 3.

5

См.: Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XV вв.). М., 2010.

6

См.: Мещерский Н. А. Искусство перевода Киевской Руси // ТОДРЛ. М. –Л., 1958. Т. XV; Он же. Проблемы изучения славяно-русской переводной литературы XI–XV вв. // ТОДРЛ. М. –Л., 1964. Т. XX. С. 198–206; Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973. С. 15–23.

7

Апокриф (от греч. «тайный») – произведение, не вошедшее в церковный канон.

8

См.: Лихачёв Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973. С. 15–23; Он же. Поэтика Древнерусской литературы. М., 1979. С. 27–34.

9

См.: Сперанский М. Н. К истории взаимоотношений русской и южнославянских литератур // Изв. ОРЯС. 1923. Т. XXVI; переиздано в кн.: Сперанский М.H. Из истории русскославянских литературных связей. М., 1960; Гудзий Н. К. Литература Киевской Руси и древнейшие инославянские литературы // IV Международный съезд славистов. Тезисы докладов. М., 1960; Лихачёв Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России. И там же: Мошин В. А. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X–XV вв. // ТОДРЛ. Т. XIX. 1963.

10

Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С. 262–263.

11

Лихачёв Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973.

12

Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). М., 2010. С. 10–14.

13

См.: Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973. С. 15–23; Он же. Литературный этикет Древней Руси (к проблеме изучения) // ТОДРЛ. Т. XVII. 1961; Об одной особенности реализма // Вопросы литературы. 1960, № 3; Данилевский И. Н. Древняя Русь (IX–XII вв.). М., 1999.

14

Антонимические пары объединяют антонимы, то есть слова, диаметрально противоположные по концептуальному значению. Они могут быть: а) разнокорневыми (например: добрый – злой, умный – глупый, холодный – горячий, любовь – ненависть, день – ночь, уважать – презирать, поднять – опустить, поздно – рано, справа – слева); б) образованными от одного корня (например: надводный – подводный, одеть – раздеть, счастливый – несчастный, порядок – беспорядок). (Комплексная методика производства автороведческих экспертиз: Методические рекомендации / И. И. Рубцова, Е. И. Ермолова, А. И. Безрукова и др. М.: ЭКЦ МВД России, 2007.)

15

Джаксон Т. Н., Коновалова И. Г., Подосинов А. В. Античность и Средневековье. М., 2013. С. 68–69.

16

Кузенков П. В. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание // Альфа и Омега. 1999. № 3. С. 85–102.

17

Беседа первая на нашествие Россов / Пер. проф. Е. И. Ловягина // Христианское чтение. СПб., 1882.

18

Кузенков П. В. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание // Альфа и Омега. 1999. № 3. С. 85–102; Бибиков М. В. Byzantinorossica. Т. II. С. 153.

19

См.: Гордиенко Н. С. «Крещение Руси». Факты против легенд и мифов. Л., 1984; Кузьмин А. Г. Падение Перуна. Становление христианства на Руси. М., 1988; Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси. М., 2012.

20

См.: Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

21

См: Договор Руси с Византией 911 г. // Договоры Руси с Византией // Памятники русского права. Вып. 1 / Под ред. С. В. Юшкова // Памятники права Киевского государства X–XII вв. / Составитель А. А. Зимин. М., 1952.

22

Ручей, по Е. Голубинскому, находится на месте позднейшей улицы Крещатика. В «Житии Владимира» говорится, что этот князь «повеле Перуна влещи, по Боричу, на ручей».

23

См.: Договор Руси с Византией 944 г. // Договоры Руси с Византией // Памятники русского права. Вып. 1 / Под ред. С. В. Юшкова // Памятники права Киевского государства X–XII вв. / Составитель А. А. Зимин. М., 1952.

24

См.: Памятники права Киевского государства X–XII вв. / Сост. А. А. Зимин // Памятники Русского права / Под ред. С. В. Юшкова. Вып. 1. М., 1952.

25

См.: Гумилёв Л. Н. От Руси до России. М., 1998. С 48–50.

26

Все народы, не принадлежащие к Церкви Христовой, в соответствии с христианской традицией названы в летописи «неверными» народами или «погаными агарянами».

27

Топорова Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М., 1994. С. 269–280.

28

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993. C. 9.

29

Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993. C. 11.

30

Библия. Книга пророка Даниила, 2: 31–35. URL: http://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/da/2:31-35

31

Топоров В. Н. Боги древних славян // Очерки истории культуры славян. М., 1996. С. 161; Он же. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. С. 512–513.

32

Хождение Богородицы по мукам // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 168.

33

Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995. С. 512–513.

34

См.: Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1995.

35

Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати // Златоструй. Древняя Русь X–XIII веков. М., 1990. С. 106–122.

36

Иаков Мних. Память и похвала князю русскому Владимиру // Златоструй. Древняя Русь X–XIII веков. М., 1990. С. 129–135.

37

Сюзюмов М. Я. Разделение церквей в 1054 году // Вопросы истории. М., 1956. № 8.

38

Назаренко А. В. Порядок престолонаследия на Руси X–XII вв.: наследственные разделы, сеньорат и попытки десигнации (типологические наблюдения) // Из истории русской культуры. Т. 1. Древняя Русь. М., 2000. С. 117.

39

Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1979. С. 11–12.

40

Библия. Книга Притчей Соломоновых. Притч. 5: 3–6; Притч. 31: 10–29. М., 2002.

41

Палея Толковая. М., 2002. С. 194.

42

Библия. Книга Притчей Соломоновых. Притч. 5: 3–6; Притч. 31: 10–29. М., 2002.

43

ПСРЛ. М., 2001. 2-е изд. Т. 1: Лаврентьевская летопись. Стб. 130–131.

44

Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. 2-е изд. М., 2001. Т. 1. Стб. 97.

45

Иларион. Слово о Законе и Благодатаи // Библиотека литературы Древней Руси / Подготовка текста и комментарии А. М. Молдована; перев. диакона Андрея Юрченко. Т. 1. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868

46

Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати // Златоструй. Древняя Русь X–XIII веков. М., 1990. С. 106–122.

47

Иларион, митрополит Киевский. Указ. соч. С. 106–122.

48

Там же. С. 106–122.

49

Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 133–136, 161.

50

Иларион, митрополит Киевский. Слово о Законе и Благодати // Златоструй. Древняя Русь X–XIII веков. М., 1990. С. 107.

51

Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 4.

52

См.: Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. СПб., 1908. С. 13–28, 131–161.

53

Иаков Мних. Память и похвала князю русскому Владимиру // Библиотека литературы Древней Руси / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. И. Милютенко. Т. 1. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4870

54

Титмар Мерзебургский. Хроника: В 8 кн. / Пер. с лат. И. В. Дьяконова. М., 2005. С. 132.

55

Голубинский Е. История русской церкви. Т. 1. Период первый, киевский или домонгольский. М., 1901. С. 244–245.

56

Пётр Дамиани. Житие Блаженного Ромуальда // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 4. Западноевропейские источники. М., 2010.

57

См.: Пётр Дамиани. Житие Блаженного Ромуальда // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. Т. 4. Западноевропейские источники. М., 2010.

58

Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX–XI вв. М., 1989. С. 201. См.: Назаренко А. В. Порядок престолонаследия на Руси X–XII веков: наследственные разделы, сеньорат и попытки десигнации (типологические наблюдения) // Из истории русской культуры. Т. 1. Древняя Русь. М., 2000. С. 128.

59

Голубинский Е. История русской церкви. Т. 1. Период первый, киевский или домонгольский. М., 1901. С. 246.

60

Никольский Н. К. О древнерусском христианстве // Русская мысль. Кн. 6. М., 1913. С. 13.

61

Голубинский Е. Указ. соч. С. 228.

62

Лаврентьевская летопись // ПСРЛ. 2-е изд. М., 2001. Т. 1. Стб. 111.

63

Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI–XIV веков. М., 1972. С. 120.

64

Назаренко А. В. Порядок престолонаследия на Руси X–XII вв.: наследственные разделы, сеньорат и попытки десигнации (типологические наблюдения) // Из истории русской культуры. Т. 1. Древняя Русь. М., 2000. С. 134.

65

Лихачёв Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971. С. 56.

66

Лихачёв Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971. С. 57.

67

Зализняк А. А., Янин В. Л. Новгородская Псалтырь начала XI в. – древнейшая книга Руси (Новгород, 2000) // Вестник РГНФ. 2001. № 1. С. 153–164. Датировка Новгородской Псалтыри была окончательно установлена в Упсале (Швеция).

68

См.: Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.). М., 2010. С. 17–19; Столярова Л. В. Древнерусские надписи XI–XIV веков на пергаменных кодексах. М., 1998. С. 56–73.

69

Лихачёв Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков. Эпохи и стили. Л., 1973. С. 15–23.

70

Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Древней Руси. XI–XIII вв. Исследования, тексты, переводы. СПб., 1992. С. 116–123.

71

Послание Климента Смолятича // Библиотека литературы Древней Руси / Подготовка текста, перевод и комментарии Н. В. Понырко.

72

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры // Гуревич А. Я. Избранные труды. Т. 2: Средневековый мир. СПб., 1999. С. 75.

73

Палея Толковая. М., 2002. С. 268–269.

Страница notes