Размер шрифта
-
+

Рождение русской словесности - стр. 16

.

Стоит отметить, что в 980 году Владимиру совсем бы не помешало прибавление авторитета и статусности. Как известно, после смерти Святослава Владимиру как внебрачному сыну Святослава от ключницы княгини Ольги Малуши отошёл Новгород, в то время как старший, законный сын Ярополк получил Киев, а средний – Олег – Древлянскую землю. Вскоре после смерти отца Ярополк, убив Олега, присоединил к своим владениям Древлянскую землю. Между Ярополком и Владимиром разгорелась междоусобная война, в результате которой при поддержке варяжских наёмников Владимиру удалось захватить Полоцк, а затем и Киев. Возможно, что языческая реформа должна была стать символом покорности южан новому незаконному князю. Киевский Перун, по данным археологов, был весь деревянным, но летописец прибавляет в своём описании серебряную голову и золотые усы по аналогии с сюжетом Священного Писания, с тем чтобы возвысить статус князя Владимира и его потомков, которые «будут править вечно и войдут в Царство Господа».

Теперь рассмотрим в общих чертах языческих богов, вошедших в общегосударственный пантеон. Итак, Перун – бог балто-славянского происхождения; Хорс и Симарьгл, вероятнее всего, иранского происхождения. Хорс – бог солнца, а вот о Симарьгле нам ничего не известно, в связи с чем можно привести наблюдение филолога В. Н. Топорова, считавшего, что Симарьгл – это иранский бог, сказочная птица (полусобака-полуптица)[31]. Дажьбог и Сварог (Стрибог) – это так называемые дающие боги, или боги податели, праславянского происхождения. Дажьбог во многих источниках отождествляется с богом солнца, при этом он именуется сыном Сварога – бога огня. Шестое божество – Мокошь, вероятнее всего, богиня плодородия.

Упоминания о Перуне и Хорсе встречаются в оригинальных памятниках словесности – апокрифах и учительной литературе, например в «Хождении Богородицы по мукам»[32] (XII век), «Слове некого христолюбца», «Слове о том, како погани сущи языци кланялися идоломъ», «Беседе трёх святителей» и др.

Не попал в новый пантеон почитаемый северными славянами Велес, упоминавшийся нами в связи с рассмотрением текстов русско-византийских договоров 907 и 971 годов. Некоторые исследователи причисляют Велеса вслед за Перуном и Мокошью к богам балтославянских народов[33].

Такой избирательный подход князя Владимира I к выбору богов для общерусского пантеона, возможно, был связан с решением князя объединить наиболее почитаемых богов северного и южного пантеонов под водительством северного бога, как уже указывалось, почитаемого им самим, – Перуна.

Страница 16