«Россия. Почему ты такая?». Мысли о России в публицистике Фёдора Абрамова - стр. 5
Хотя Ф. Абрамову не раз приходилось слышать от коллег (например, Василия Белова), что «народ не виноват», «его надо пожалеть», «он жертва», писатель в своей категоричности был непоколебим: «Я считаю, что в наших мерзостях немалая заслуга и нашего великого народа. И поэтому я всю жизнь кричу: встань на ноги! Оглянись кругом! Не дай всякой сволочи ездить на тебе!» [34, с. 153]. Подобный писательский максимализм, на наш взгляд, продиктован не желанием найти и заклеймить виновного, а напротив, помочь преодолеть трудности, обрести себя. Поэтому веркольцы не затаили обиду на писателя, видя в нём не обвинителя, а заступника.
«Не обмелела ли река народной совести, народной нравственности?» – задаётся вопросом писатель [10, с. 19]. Он представляет будущую Верколу красавицей, прекрасно понимая, что многое зависит и от самих сельчан. Главная идея открытого письма к землякам: необходимо сознательное участие земледельцев в истории, пробуждение у них гражданских чувств и порывов. Игорь Золотусский писал: «Фёдор Абрамов был прекрасен тем, что, любя свой народ, веря в народ, не кадил ему, не был слеп в своей любви» [39, с. 14].
Писатель не только выделяет проблемы, но и предлагает пути их решения. Л. В. Крутикова-Абрамова в книге «Жива Россия» справедливо замечает, что Абрамов обращается к каждому из нас, стремится «разбудить совесть, пробудить социальное мышление и чувство личной вины и ответственности за всё происходящее…» [42, с. 52]. Другого пути к возрождению России он не видит: «… нельзя возродить Россию, её хозяйство, её опустевшие деревни, запущенные луга и пашни, не возрождая, не улучшая самого человека» [42, с.56].
Подобно своему любимому писателю Л. Н. Толстому, Ф. Абрамов с 1939 года регулярно вёл дневник. 17-го августа 1979 года Ф. Абрамов записал: «Всё переживаю по поводу своего «Письма». Не начнётся ли с завтрашнего дня новая полоса в моей жизни? Не отвернуться ли от меня земляки? Обидных слов в «Письме» немало… Но видит Бог, я только хочу помочь веркольцам». Но тревоги писателя были напрасны. «Великое счастье – «Письмо земляки одобряют. Значит, не умерла ещё Веркола. Есть, есть ещё люди, которые хотят добра и справедливости, хорошей жизни – по совести…» – с радостью замечает он [40, с. 63]. Одной из отличительных черт Ф. Абрамова как личности была его особая нетерпимость к пассивности и равнодушию в людях.
О том, как откликнулись на открытое письмо земляки, публицист позже рассказывал так: «Представьте себе, выходит газета, я ни жив ни мёртв, и ко мне является депутация старух: „Спасибо, Фёдор Александрович. Давно знаем, что вы писатель, а вот, что настоящий писатель, узнали только сегодня“. Короче говоря, жизнь взбурлила просто. По всему району – сельские сходы, везде обсуждают… надоел беспорядок, надоела безалаберщина, ведь от нас многое зависит. У нас всё в деревне закрутилось… С риском в клуб попадали. Крыльцо отремонтировали. Школа, как сарай, была без вывески – вывеску наколотили. За два месяца ясли построили… Телята дохли на телятнике – построили новый телятник и ещё много, много» [39, с. 110—111].