Размер шрифта
-
+

«Россия. Почему ты такая?». Мысли о России в публицистике Фёдора Абрамова - стр. 6

В чём же видел Абрамов идеал современной деревни? Сам он, выступая на телевидении в Останкине, говорил о двух путях развития деревни: « Первое решение – деревня кончается, деревня исчезает с лица земли… Взамен агрогорода, агрокомплексы… А второй путь… заключается в том, чтобы деревню сохранить… Деревня русская – это ландшафты, наша Родина, мать и прародина всего» [10, с. 59—60].

На базе анализа работ Ф. Абрамова – «О хлебе насущном и хлебе духовном», «Чем живём-кормимся», «Самый надёжный судья – совесть», «Слово в ядерный век», «Работа – самое большое счастье» – приходим к выводу, что авторский идеал – это патриархальная деревня. «Сегодня все, кому не лень, по поводу и без повода, пинают патриархальную старую деревню. Как это можно?» – возмущается публицист в выступлении на своем шестидесятилетии [10, с. 21]. Писатель предлагает сохранить многовековой опыт: традиционное отношение к земле и семье, природосообразный уклад жизни, общинное сознание.

Для Ф. Абрамова «патриархальный крестьянин – это тот человек, который жил по законам совести, по самым высшим неписаным законам, к которым на протяжении всей своей истории стремится человечество» [10, с. 21]. Писатель осознавал сложность претворения этого идеала в современной действительности, поэтому и настаивал на тесном контакте человека с землёй, с природой. По мнению публициста, именно эта связь способна пробудить уснувшие патриархальные гены современного человека, потому что «земля, животные, общение с ними – это один из главных резервуаров, из которых черпается человечность, строится человечность в человеке» [10, с. 60].

Требовательный вопрос публициста «Чем живём-кормимся?», обращённый к землякам, в материальном и духовном смысле актуален и сегодня, когда русская деревня, особенно северная, переживает не лучшие времена: закрываются больницы, школы, сельские клубы, библиотеки. Всё это приводит к тому, что люди вынуждены покидать родные места в поисках лучших для жизни условий. Утрачивается связь целых поколений со своими духовными корнями.

Мыслитель был убеждён, что необходимо деревню сохранить, потому что она является основой русского национального бытия, «прародиной всего» [10, с. 60]. Одна из главных и любимых мыслей Ф. Абрамова о возрождении русской деревни заключается во взаимосвязи материальных и духовных основ уклада крестьянской жизни, поэтому писатель уверен, что расцвет деревни возможен только через преображение самого человека на селе, через его связь с землёй.

«О земле, переставшей кормить»

Кормилицей назвал землю богатый на меткое слово русский народ. Состояние земли-кормилицы, пашни для Фёдора Абрамова – показатель обустроенности жизни, её соответствия норме [10, с. 98]. «За покушение на жизнь человека у нас судят… а за покушение на жизнь пашни, которая даёт жизнь человеку, не выносят даже общественного порицания», – возмущается он в очерке «Пашня живая и мёртвая», написанном в 1977 году в соавторстве с другом Антонином Чистяковым, поэтом и публицистом. [10, с. 106]. Аналитик не случайно апеллирует в очерке к мыслям Константина Левина. Для автора романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого вопрос о землепашестве «есть только один важный вопрос в России…» [10, с. 107].

Страница 6