«Россия. Почему ты такая?». Мысли о России в публицистике Фёдора Абрамова - стр. 2
В публицистике Абрамова идея возрождения России – главная. Писатель верил в Россию, миссия которой – давать свет миру, духовный хлеб. В основе концепции Фёдора Абрамова идея Дома, возрождение деревни, тесный контакт человека с землей-кормилицей, «возделывание человеческих душ», бережное отношение к природе, к слову.
Фёдор Абрамов оставил нам очень важный, нравственный, духовный завет. Он призывал «будить… Человека в человеке». В традициях русской культуры писатель дорожил категорией совести, отдавал предпочтение духовному, размышляя о хлебе духовном и хлебе насущном. Он не мог принять потребительское, деляческое отношение к жизни, природным богатствам Севера.
Что значит жить по-абрамовски? Любить труд, жить по совести, быть гражданином.
РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ И РУССКИЙ СЕВЕР В ПУБЛИЦИСТИКЕ ФЁДОРА АБРАМОВА
Россия в публицистике Ф. Абрамова предстаёт достаточно противоречивой страной: заколоченные ставни брошенных изб и старинная красавица-церковь, заросшая бурьяном пашня и не соизмеримая ни с чем по красоте родная природа… Признавая несомненное духовное и экономическое могущество России, писатель не может мириться с многочисленными проблемами русской жизни.
Справедливо заметил о творчестве писателя критик Юрий Оклянский: «Северная русская деревня составляла радость, боль и заботу всего его литературного пути. Сквозь образ родной деревни он постигал облик Родины, России» [61, с. 93]. Именно поэтому Ф. Абрамов выбрал для себя не только роль «поэта деревни», но и менее завидную – объективного исследователя всех сторон её жизни. Публицисту важно не просто во весь голос обозначить проблему гибели деревни, что явилось бы просто констатацией факта, ему нужно было понять причину происходящего.
«Я… горжусь, что я из деревни», – говорил на встрече с читателями в 1981 году в телестудии «Останкино» Фёдор Абрамов [10, с. 51]. По мнению писателя, городской человек «обворован жизнью, он не знает по-настоящему мира природы… сказок, былин, всей духовной основы своей нации, он живого слова, родников, бьющих оттуда, ещё Бог знает из каких языческих глубин, – ничего он этого не знает» [10, с. 51]. Публицист, перефразировав Ф. М. Достоевского, любил повторять, что «все мы вышли из деревни» [10, с. 10]. Самое частое сравнение, которое использует Ф. Абрамов в своих статьях, выступлениях, интервью, – это сравнение деревни с матерью: «Деревня – это материнское лоно, где рождался и складывался наш национальный характер» [10, с. 10]. Он воспринимает деревню как начало начал всей русской жизни: «Русская деревня – это та нива, на которой всколосилась вся наша национальная культура, наша этика, нравственность, наша философия, если хотите, наш чудо-язык» [10, с. 21].