Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2017 - стр. 14

Отношение к неофитам (новообращенным в ислам) этнические русские преимущественно выразили как нейтральное (27%) (их выбор, каждый сам выбирает, их личное дело…). Положительно относятся 22% респондентов. Негативное отношение (они заблудившиеся, жалею всех) и настороженное отношение – 26%, а также «главное правильно научить» отметили 9%. Отношение к девушкам, принимающим ислам, нейтральное – 56%, нормальное и положительное – 31 и отрицательное – 12%.

Несмотря на многочисленные дискуссии и распространение в СМИ информации о запрете на хиджаб, в России пока в учебных заведениях хиджаб носят. К сильно «закрытой женщине» отношение у россиян в немусульманских регионах нейтральное и безразличное – 67%, отрицательное – 23 и хорошее – 10%. Очень сильно ответы различались в зависимости от региона. Например, регионы, где совершались террористические акты, – особый случай. Здесь еще жива память о террористических актах, совершенных женщинами в хиджабах, поэтому напряженность и дискомфорт у населения в их присутствии существует в большей степени. На Юге России отношение к женщине в хиджабе более нейтральное. Стоит отметить, что общественное мнение изменчиво – отношение меняется вместе с новостным информационным фоном. Радикализация девушек, шум вокруг студенток, отправившихся в Исламское государство, значительно изменили общественные настроения в негативную сторону.

Среди дагестанцев отношение к неофитам (новообращенным в ислам) преимущественно хорошее и уважительное – 67,6%, плохое и негативное – 10, равнодушное – 7%, неоднозначное («надеюсь, что они станут на истинный путь», «не всегда их наставляют люди, которые желают добра») – 5%. Даже в положительных ответах прослеживалось сомнение и указание на дистанцию, сложность полностью принять «неэтнического» мусульманина со стороны массы традиционных мусульман была заметна. «Обращение в ислам имеет не только богословское значение, это еще и социальный процесс, в котором тех, кто принимает ислам, глубоко тревожит мысль, что другие (этнические) мусульмане не будут рассматривать их в качестве «подлинных мусульман» [8]. Организацию русских мусульман (НОРМ) традиционно исповедующие ислам народы не восприняли, и она стала маргинальной обособленной группой [11].

Самих же неофитов привлекает простота понимания религии, взаимопомощь, единобожие, взаимоотношения этнических мусульман между собой и т.д. Дагестанских исламских деятелей (экспертов) неофиты настораживают. У большинства исламских деятелей их восприятие было слито с радикализацией.

Страница 14