Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2017 - стр. 13

Распространение радикальных форм ислама в мире, увеличение последователей новых для российских регионов форм («нетрадиционного») ислама способствуют появлению все большего числа неофитов (как мусульманского происхождения, так и не мусульманского – западного, русского).

Салафизм привлекает все большее число из молодежи с начала 1990-х годов. Все новое всегда более категорично, радикально и фанатично. После атеистического советского периода растущая религиозность стала более требовательной и жесткой, а предписания и практики новых течений, в то время активно распространяющихся в мире, более строгие и требовательные, подкрепляющиеся изречениями из Корана и Сунны, в то время как «в других течениях практиковали чтение Корана на арабском без перевода» [4; 12].

Растущая группа неофитов считает себя «соблюдающими» (строго относящимися к вере) и «следующими по пути “чистого” ислама, они часто идентифицируют себя как салафиты» [9]. «Новообращенные» часто демонстрируют фанатизм в их новой религии, которая, как правило, выражена крайне ритуализированным поведением, жестким дресс-кодом и озабоченностью о том, что является харам («запретным») и халяль («дозволенным») [5]. Как для салафитов характерно подчеркнуть различие между «нами» и «ними» (нерелигиозной частью общества и несалафитскими мусульманами) [1], так и для неофитов (русского происхождения) характерен эксклюзивизм [11] – чувство избранности (гордости, возвышения, нетерпимости) и ощущения истинности собственных религиозных убеждений. Все остальные представляются заблуждающимися. Так ответили 93% респондентов.

На пенитенциарные учреждения как среду вербовки неофитов-экстремистов обращают внимание многие авторы, подчеркивая, что идеологическая обработка неофитов для религиозных экстремистов является одной из приоритетных задач, поэтому их привлекают, оказывая всестороннюю помощь [14], воздействуют на психику. Интервью с религиозными лидерами показало, что «благотворительность» в исправительных учреждениях является одной из их приоритетных социальных задач.

Результаты проведенных нами социологических опросов показали, что религия играет важную роль в жизни россиян независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Несмотря на то что не все руководствуются в своей жизни нормами религии, религию считают одинаково важной (более 80%) и российские христиане и мусульмане. Духовность также играет важную роль у 34%, второстепенную – 33, периодически важную – 17%, не имеет значения – 6%, отметивших, что «живут по заповедям», – 5%.

Страница 13