Россия и мусульманский мир № 6 / 2017 - стр. 16
Предотвращение радикализации неофитов очень важно. Радикализации способствует распространение и популярность радикального ислама, и этот вопрос имеет первостепенное значение. Как может противостоять радикальной пропаганде неопытный новичок (каким бы знающим он себя ни считал), если выросшая в исламских семьях молодежь наперекор родителям и собственной исламской веками укорененной и транслируемой традиции вступает на путь радикализации? Поэтому важно:
• Рекомендовать духовным управлениям мусульман организовать курсы повышения религиозной грамотности вновь обращенных, с позиций которых разъяснять неофитам основы исламской идеологии, преимущества традиционных для России мусульманских концепций над фундаменталистскими течениями, фатальность участия в деструктивной деятельности религиозно-экстремистских структур.
• Необходимо создание групп, социальных сетей, молодежных инициатив, куда бы привлекались и неофиты – социальные связи, контакты и сплоченность внутри группы – одна из потребностей неофитов.
• В образовательных учреждениях предусмотреть проведение информационных акций (семинаров, круглых столов, конференций), направленных на разъяснение исторической роли религий в формировании российской культуры и этнической идентичности, повышение религиозной грамотности молодежи.
• В регионах необходимо проведение работы по ознакомлению с общими морально-нравственными основами традиционных течений российских религий, с подчеркиванием их общности и приверженности идеалам гуманизма и человеколюбия, обеспечить широкое информационное освещение. Необходимо перестать создавать односторонне негативную и радикальную картину ислама – чем больше материалы подчеркивают радикальность ислама, тем привлекательнее они для юношеского радикализма.
• С привлечением представителей органов власти, традиционных конфессий, авторитетных религиоведов, историков и социологов сформировать экспертный комитет (общественную платформу) по выработке мер, направленных на разрешение проблем деструктивного прозелитизма, радикализации молодежи и организации межконфессионального диалога. Религиозные структуры противодействие данной проблеме пока оказывают слабое и неорганизованное, необходимых совместных усилий с их стороны пока не наблюдается.
1. Adraoui Mohamed-Ali. (2009). Salafism in France: Ideology, practices and contradictions. In Global Salafism: Islam’s New Religious Movement, Roel Meijer (ed.). – London: Hurst. – Р. 343–364.
2. Erlangeroct Steven. (2014). In West, ISIS Finds Women Eager to Enlist. http://www.nytimes.com/