Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2016 - стр. 18

. Такая помощь со стороны государственных структур, безусловно, необходима, однако нельзя не обратить внимание и на самокритичные оценки руководителей задействованных в реализации этой правительственной программы исламских учебных заведений, которые отмечают, что эффективность основных участников ее реализации к исходу первого десятилетия осуществления «заметно упала, а само развитие системы исламского образования вошло в полосу стагнации»34.

Учитывая актуальность создания основ образовательного суверенитета страны, Правительством Российской Федерации35 в 2014 г. было поручено Санкт-Петербургскому государственному университету подготовить концептуальное ви́дение того, как на современном этапе должно развиваться исламское образование в нашей стране. Эту работу решено было поручить возглавить профессору М.Б. Пиотровскому, руководителю экспертно-консультативного совета СПбГУ по подготовке специалистов с углубленным знанием ислама, члену-корреспонденту РАН, декану Восточного факультета, члену Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Оказавшаяся весьма непростой работа коллектива петербуржских ученых и привлеченных из других вузов и исламских религиозных организаций экспертов фундировалась известным представлением Михаила Пиотровского об исламе как религии / культуре дискурсов, диалектически сочетающем представленные в нем единство и разнообразие.

Как неоднократно отмечал сам ученый с мировым именем на различного рода семинарах36, конференциях и форумах, посвященных вопросам разработки концепции подготовки мусульманских кадров, ее создателям предстоит решить непростую задачу по мирному совмещению светского и религиозного принципов образования на основе академического научного подхода к истории и культуре ислама. Пиотровский – глубокий специалист востоковедения и исламоведения, знаток исламской культуры и мусульманского искусства. Наблюдателей он всегда удивляет своей способностью, по собственному признанию М. Пиотровского, в типичных чертах исламских орнаментов распознать бесконечное движение, некогда начатое Аллахом, как одно из явлений его сущности миру37.

Большинство привлеченных им к созданию Концепции экспертов были согласны с его мнением, что следует проявить гибкость и интеллигентность в применении долгого опыта сочетания духовного и светского образования в России. Без навязывания каких бы то ни было жестких правил, без «подгонки» исламского образования под бюрократические схемы, которые выстраивают его лишь по формальным параметрам, создавая тем самым непреодолимую пропасть между государственным образованием и мусульманским миром России

Страница 18