Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 6 / 2016

1

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 15-22-01007/15.

2

Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1992 г., Российская газета. 04.01.1993 г.

3

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 г. № 1270-р.

4

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 9 октября 2007 г.

5

Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 г. / Президент России [Электрон. ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50864 (Дата обращения 16.10.2015.)

6

Взаимодействие государства и гражданского общества в современной России. – М.: Вече, 2008.– С. 36.

7

Там же. – С. 39.

8

Ильин И.А. О русской идее // Рубеж (альманах социальных исследований). – 1992. – № 2. – С. 25.

9

Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: Призыв к осмыслению и контекстуализации. – М.: ИД Медина, 2015. – С. 6.

10

Мухетдинов Д.В. Российское мусульманство: Призыв к осмыслению и контекстуализации. – М.: ИД Медина, 2015. – С. 46.

11

Московская Соборная мечеть открыта после реконструкции // Президент России [Электрон. ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/50351 (Дата обращения: 16.10.2015.)

12

Автор статьи также входит в указанную экспертную группу.

13

Акаев В.Х. Национальные интересы России в контексте цивилизационных перемен // Теория и практика общественного развития. – 2009. – № 2. – С. 119.

14

Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2012 г. // Президент России [Электрон. ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – URL: http://www.kremlin.ru/news/ 17118 (Дата обращения: 16.10.2015.)

15

Гайнутдин (Гайнутдинов) Р.И. Мусульманская мысль после Мусы Бигиева: В поисках синтеза коранического откровения и современных трендов // Ислам в современном мире. – 2015. – Т. II. – № 2. – С. 17.

16

Ахмадуллин В.А. Особенности советской системы двухуровневой подготовки исламских кадров: Опыт и уроки // Ислам в современном мире. – 2015. – Т. II. – № 2. – С. 154.

17

Ярлыкапов А.А. Исламское образование на Северном Кавказе // Исламоведение. – 2014. – № 1. – С. 105.

18

Там же. – С. 106.

19

Хайретдинов Д.З. Основные тенденции развития мусульманских образовательных учреждений России // Евразия: Духовные традиции народов. – 2012. – № 3.

20

Начало встречи с муфтиями духовных управлений мусульман России // Президент России. Официальный сайт. 2013. 22 окт. Доступ: http://www.kremlin. ru/events/president/transcripts/19474 (Проверено 30.10.2015.)

21

Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на торжественном собрании, посвященном 225-летию Центрального Духовного управления мусульман России 22 октября 2013 г. // Президент России [Электрон. ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/19473 (Дата обращения: 16.11.2015.)

22

См., напр.: Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (ал-Хикма ал-балига). Предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева. – Казань, 2008.

23

См., напр.: Расули (Расулев) ан-Накшбанди. Избранные произведения / Пер. с араб. Под редакцией, с комментариями и примечаниями И.Р. Насырова. – Уфа, 2000. – 152 с.

24

См. напр.: Баруди Г. Памятная книжка (Хэтэр дэфтэрэ). – Казань: Иман, 2000. – 147 с.

25

См.: Ризаэтдин бин Фэхретдин. Асар. Кыскача конспект-аннотация / Тезуче – М. Гайнетдин. – Казан: «Иман» нэшрияты, 2003. – 137б.

26

См.: Бигиев М. Избранные труды: В 2 т. / Сост. и пер. с осман. А. Хайрутдинова. – Казань. Т. I. 2005; Т. II. 2006.

27

Якупов В. К пророческому исламу. – Казань, 2006.

28

См.: Ибрагим Т.К. Коранический гуманизм. Толерантно-плюралистские установки. – М., 2015.

29

Подробный анализ основных мусульманских концепций, появившихся на территории Поволжья и Урала за тысячелетнюю историю развития ислама в регионе (с 922 г. до начала XXI в.), представлен, напр.: История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе: учебное пособие / Под ред. Л.И. Алмазовой, Г.Г. Идиятуллиной, А.Г. Хайрутдинова. – Казань, 2015; Кемпер М. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством. Пер. с немецкого. – Казань, 2008.

30

См.: Реформы образования мусульман Евразии от Хусаина Фаизханова до Исмаила Гаспринского: Исторический опыт и современная актуальность. Материалы юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Фаизхановские чтения». Москва, 12 декабря 2014 г. / Отв. ред. Ш.Р. Кашаф. – М.: ИД «Медина», 2015.

31

Проведение конференции осуществлялось в рамках реализации плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2014–2016 гг. и Комплексной программы содействия развитию религиозного (мусульманского) образования в период 2005– 2015 гг., принятой Министерством образования и науки Российской Федерации 15 ноября 2005 г.

32

Выступление Президента Российской Федерации…

33

Руководство РФ будет поддерживать развитие мусульманского богословия в стране // Интерфакс. 2015. 23 сент. Доступ: http://www.interfax-religion.ru/ print.php?act=news&id=60271

34

Хайретдинов Д.З. Указ. соч. – С. 49.

35

Осуществление программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама находится под контролем Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, возглавляет которую заместитель Председателя правительства Российской Федерации – руководитель аппарата Правительства Российской Федерации С.Э. Приходько.

36

См.: Сейфетдинов Р.Х. Подготовку специалистов по исламоведению обсудили эксперты в СПбГУ // Ислам в современном мире. – 2015. – № 3. – С. 219– 221.

37

Пиотровский М.Б. О мусульманском искусстве. – СПб.: Государственный Эрмитаж, 2001. – С. 41.

38

На опасность следования принципу «слепого подчинения» мусульман, а не равноправному партнерству, как пишет А. Беннигсен, часто указывал Исмаил Гаспринский, известный педагог, хорошо изучивший мировое педагогическое наследие и современную систему образования и воспитания на Западе и Востоке. См.: Беннигсен А. Исмаил бей Гаспринский (Гаспрали) и возникновение джадидизма в России // Этнографическое обозрение. – 1992. – № 6. – С. 121.

39

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р); Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике, протокол № 1 от 15.02.2006).

40

По мнению историка Д.З. Хайретдинова, Московская Соборная мечеть «выступает для мусульман нашей страны символом непоколебимой веры, прошедшей испытания богоборческой эпохи, братства и единения с единоверцами разных регионов и стран мира, видным архитектурным и историческим памятником, объединившим в себе труды и усилия мусульман разных времен и различных национальностей» (Хайретдинов Д.З. Московская Соборная мечеть: История возникновения // Ислам в современном мире. – 2015. – № 3. – С. 17).

41

Мухаметшин Р.М. Мусульманское образование в современной России на рубеже ХХI века // Ислам в России: Наука и образование. Материалы научной конференции. – СПб., 2013. – С. 52–57; Он же. Система мусульманского образования в современной Центральной России в контексте внутриконфессиональных процессов // Ислам и государство в России. – Уфа, 2013. – С. 17–21.

42

См., напр.: Берникова О.А. Инновации в лингвистике на примере исследования арабского языка // Инновации в науке. – 2014. – № 38. – С. 104–109.

43

См., напр.: Redkin O.I., Bernikova O.A. Problems of the Arabic OCR: New Attitudes // Proceedings of the International Conference on Artificial Intelligence, 2013. Las Vegas, USA, 2013. P. 777–782; Редькин О.И., Берникова О.А. Проблемы оцифровки и каталогизации арабографических рукописей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13: Востоковедение. Африканистика, 2014. № 4. С. 56–64.

44

Гафиятуллина И. Фарит Салман: «Наше общество – это младенец. А младенца нельзя закармливать» // «Ислам Сегодня» [Электрон. ресурс]: [сайт]. – Электрон. дан. – URL: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/farit-salmannase-obsestvo-eto-mladenec-a-mladenca-nelza-zakarmlivat/ (Дата обращения: 3.12.2015.)

Страница notes