Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 5 / 2015 - стр. 27

Вспомним, что даже советские атеистические карикатуры выдерживались в рамках общественной морали и нравственности кодекса строителя коммунизма. Пошлость и похабщина не приветствовались.

Но вот «Шарли Эбдо» – это тренд Новейшего времени. Он публикует анекдоты, карикатуры, дискуссии, связанные со всеми мировыми религиями, с различными известными людьми и политическими событиями. Оппонирует правым радикалам и потому позиционирует себя изданием, отражающим «все компоненты левого плюрализма». За долгие годы заслужил репутацию беспринципного, нонконформистского еженедельника антиклерикальной и даже антирелигиозной направленности, бравирующего откровенной непристойностью.

Понятно, что отдельные корни богоборческого левацкого крена «прославившегося» на весь мир небольшого издания отчасти уходят в столетнюю почву политического материализма, левой атеистической идеологии, начиная от марксизма-ленинизма до радикальных течений троцкизма и анархизма. Как бы к ним ни относиться, надо признать их революционную суть, стремление к целям и почтение к своим вождям. Но вот для «Шарли Эбдо» революционных задач не существует, как не существует и авторитетов. Его кредо – циничное глумление над всеми на свете знаменитыми персонажами, над любыми ценностями. Цель – завоевание известности любыми способами, а с ней и приумножение доходов. Это скорее развлекательный журнальчик для благополучного скучающего общества, нежели выразитель многогранного левого мировоззрения.

Надо признать, что феномен такой беспринципности не только не возмущает часть западного и прозападного общества, но даже одобряется. Многие другие остаются равнодушными или стараются не обращать на это внимания. Представляется, что причины подобного явления следует искать глубже, а именно в серьезных социокультурных сдвигах, в изменении представлений о свободе, произошедших в ареале западной цивилизации и распространявшихся на остальной мир. Связаны они, в первую очередь, с наблюдавшейся в последние десятилетия экспансией неолиберальной системы капитализма. Возобладавшая в ней радикальная рыночная свобода нуждалась в снятии ограничителей для ее продвижения как на национальном, так и на глобальном уровнях. В их число попадали не только технологические препоны, сдерживавшие неконтролируемые финансовые, производственные и информационные потоки, но и устоявшиеся правила социальной ответственности бизнеса и государства, а также вековые морально-этические общественные ценности. Причем не только религиозные, но и светские, с которыми прежние либеральные идеи сосуществовали относительно бесконфликтно.

Страница 27