Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 5 / 2015 - стр. 29

Тем не менее огромная часть последователей ислама живет в демократических странах Запада или в условиях становления демократии в собственных государствах. Отстаивая свои права, они умело пользуются демократическими механизмами и свободами, борются за них лично или участвуя в партиях и движениях. Конечно, не все демократические свободы и права человека, что приняты на Западе, подходят для мусульман. Не все отвечают их нравственно-этическим убеждениям, религиозным установкам. Отсюда проистекают попытки выстроить свою «исламскую демократию».

Как известно, на международном уровне исламскими организациями и учеными разработаны собственные декларации прав человека, которые на общечеловеческом уровне не противоречат основополагающим постулатам прав человека, принятым на Западе, но и не выходят за рамки нравственно-духовных ценностей ислама. (Всеобщая Исламская декларация прав человека. 1981 г.; Каирская декларация по правам человека в исламе. 1990 г.)

Конечно, неразумно отвергать широкий комплекс общепринятых норм по правам человека, как это делают идеологи непримиримого исламизма. Для них все западные нормы жизни греховны. Надо признать, что постановление ООН 1948 г., посвященное правам человека, дало всему человечеству равные гражданские и политические возможности. В нем были отражены такие фундаментальные принципы жизнеустройства, как: равенство всех перед властью закона; неприкосновенность личности и имущества; право свободы мысли, религиозных, политических и общественных убеждений; равенство полов.

Структура прав человека значительно расширилась во время так называемой «второй волны» правозащитной деятельности, вызванной социально-политическими переменами в странах Восточной Европы и других государствах мира, влившихся в социалистический лагерь. Она обновилась такими важнейшими и фундаментальными положениями, как право на жизнь, на равенство в оплате труда мужчин и женщин. Эти права утверждают борьбу с расизмом и национализмом, отрицают эксплуатацию труда детей и женщин, нанесение вреда их здоровью, гарантируют право на труд и пенсионное обеспечение, а также на образование и здравоохранение. Они полностью созвучны исламской заботе о человеке, отвечают современным убеждениям миллионов последователей ислама.

Однако справедливую критику не только мусульман, но и многих других верующих и неверующих людей вызывают новшества «третьей волны», пополнившие набор прав человека идеями выхолощенных до предела рационализма и секуляризма. Проектировщики «третьей волны» вознесли на самый высокий пьедестал свободу личности и постановили, что для ее реализации нет никаких ограничений: ни морального, ни религиозного, ни духовного характера. Такое сверхэгоистическое и богоборческое право выплеснулось из стихии рыночного неолиберализма. Обогащайся безмерно и трать безмерно! Бери от жизни всё! Делай всё, что хочешь и как хочешь, если только не нарушаешь закон. А закон на наших глазах легализует и защищает известные свободы нравов и самовыражения, о которых еще лет двадцать тому назад говорить было неприлично.

Страница 29