Россия и мусульманский мир № 4 / 2016 - стр. 31
Наряду с этим, в элите кабардино-балкарского общества некоторые «избранные», «неприкасаемые» лица, опираясь на силу и мощь своих референтных групп и кланов, неоправданно долго сохраняют свои должности и влиятельность, оказывая, как правило, тормозящее влияние на развитие общества, на продвижение новых кадров. Особенно касается это номенклатуры и функционеров старого советского образца. Они востребованы и в самом преклонном возрасте, после того, как давно сложили свои полномочия министров, депутатов, высших полицейских и других чинов. Под их эгидой создаются обычно разного рода «комитеты», «советы старейшин» и другие, как правило, опекаемые властью объединения, многие из которых способны только расшатать ситуацию в республике или затормозить ее социально-экономическое и культурное развитие. Из их числа набирается основной костяк «Общественной палаты», «Народного фронта», «Международной черкесской ассоциации» и др.
Конечно, подобных проблем хватает и в большом обществе. Но в малых, экономически и культурно ослабленных обществах они проявляются особенно остро и болезненно. Поэтому при каждом новом назначении люди ищут связь этого назначенца с высшим руководством и господствующими кланами, кропотливо, без устали изучая его происхождение, родственные и дружеские связи, карьерный рост, биографию в целом. Но не только из простого любопытства, а для выстраивания новых отношений с изменившейся социальной реальностью. Такая, как принято говорить, «управляемая близость» сковывает действия чиновников, препятствует исполнению функциональных обязанностей, реализации в полной мере лучших творческих планов и возможностей. Как правило, в малом обществе человека оценивают не столько по его личным достоинствам, сколько по силе и авторитету группы, которую он представляет, по степени лояльности к сложившемуся, пусть даже неудобному, устаревшему, но привычному укладу жизни. Династические, территориальные, этнические и другие кланы, соперничая, и тесно взаимодействуя друг с другом, определяют всю политику в республике, навязывая обществу свое, не всегда верное видение ситуации и субъективное, эгоистическое представление о задачах, стоящих перед республикой.
Налицо, одним словом, все признаки социальной энтропии. Она, как известно, является показателем беспорядка, нестабильности в обществе, мерой его отклонения от нормального состояния и устойчивого развития социальной системы. Не будучи знакомым со всеми хитросплетениями сложившихся на этой почве отношений, с распределением сил и влияний между кланами и внутри кланов, трудно взаимодействовать с социальным окружением и понять, как вести себя в каждом конкретном случае. В малом и ослабленном обществе при недостатке подобной информации многократно возрастает вероятность испортить хорошо сложившиеся личные и деловые отношения, навредить репутации или карьере. Степень неопределенности, одним словом, очень велика и держит людей в постоянном напряжении. Невозможно даже представить, почему некоторые люди и группы пользуются официальным признанием и всеми связанными с этим благами и привилегиями, а другие, подчас, превосходящие их по опыту, по профессиональным и человеческим качествам, остаются в тени или не у дел.