Россия и мусульманский мир № 4 / 2016 - стр. 34
Поэтому внутри черкесского вопроса необходимо рассмотреть и исследовать не только его исторический дискурс, обусловленный событиями прошлого, перипетиями их правильной или неправильной интерпретации, проблемами признания и непризнания геноцида. Важно обратить внимание и на современный нравственно-экологический дискурс данного вопроса. Отчетливо проступают в нем черты усталости, растерянности населения, экономической, политической и общекультурной дезориентации. И как следствие этого – симптомы беспрецедентного рассогласования и «рассеяния культуры». Но, однако, под этим или каким-либо другим предлогом нельзя ставить под сомнение само существование черкесского вопроса83. Такие попытки еще больше дезориентируют и расшатывают кабардино-балкарское общество, вызывают брожение в многомиллионном черкесском сообществе.
То же самое касается не столь широко известного и обсуждаемого, но не менее острого и важного балкарского вопроса. При всем разнообразии его толкований84, с точки зрения самих балкарцев, он сводится к их воссоединению, к обретению большей самостоятельности, к воссозданию социально-политической и культурной автономии Балкарии путем выделения из состава КБР. Следует отметить в данной связи, что присоединение Балкарского округа Горской ССР к Кабардинской автономной области признавалось нецелесообразным (с точки зрения балкарских представителей и лидеров – М. Энеева, А. Гемуева) еще в начале января 1922 г. и подкреплялось следующими соображениями:
«1. Балкария представляет совершенно отдельную народность с самостоятельным языком, особыми условиями быта, характера и т.д.
2. В хозяйственном отношении Балкария имеет свои особенности. В Балкарии господствует скотоводческое хозяйство, тогда как в Кабарде преобладает земледелие.
3. Балкария испокон веков была в полной зависимости от Кабарды экономически и политически, что является одной из причин ее отсталости в хозяйственном и культурном отношениях. Слияние с Кабардой до уничтожения экономического господства Кабарды вследствие ее многоземелья и при наличии национального неравенства означает продолжение старой политики»85.
Прошло уже почти 100 лет с этого времени, но в этой общей картине, осложненной депортацией 1944 г., мало что изменилось. А главное, мало что изменилось в настроениях балкарских элит. И это понятно. Несмотря на воссоздание автономии и реабилитацию балкарского народа, Кабардино-Балкария не состоялась как государство в составе РФ, объединенное общей культурой и едиными интересами. Главным образом в этом повинны управлявшие республикой партийно-советские лидеры. Вместо того чтобы развивать и поднимать балкарские населенные пункты и районы до уровня кабардинских, они пошли по самому простому и ложному пути: передачи балкарцам этнических территорий кабардинцев и планомерного расселения балкарцев в кабардинских населенных пунктах. Вместо ожидаемого резкого подъема хозяйства и культуры балкарцев в конечном итоге это привело к прямо противоположному результату – к взаимному торможению социально-экономического и культурного развития народов республики, к системному кризису территории.