Россия и мусульманский мир № 2 / 2017 - стр. 27
«Российская умма сегодня переживает все те же проблемы, которые свойственны и всему российскому обществу. Поляризация и сегрегация различных элементов уммы является ее самой главной проблемой, которая отражается во всех аспектах ее существования. Речь в данном случае не идет о противостоянии всероссийских муфтиятов или борьбе кадимистов с джихади-стами и такфиристами. Все эти противоборства в политическом и институциональном пространстве российского Ислама являются лишь следствием более глубинных процессов. Разлом в российской умме происходит, прежде всего, не по линии идеологий или принадлежности к одной из групп деятелей. На мой взгляд, основной проблемой является отсутствие исторически обусловленной и общепринятой традиции, вокруг которой имелся бы консенсус подавляющего большинства верующих. Отсутствие такой традиции и является “спусковым крючком”… к конфликту поколений, который превратился в борьбу “государственных” муфтиев с молодыми, максималистски амбициозно настроенными мусульманами»26.
Мечети Поволжья, о чем говорит вся их богатая история, это и есть центры традиционного ислама, если хотите, «государственного». И имамы, работавшие в них, всегда стремились к тому, чтобы удержать традицию. А главное в этой мусульманской традиции – принять Единого Бога в своем сердце, а всему остальному, что сначала непонятно мусульманину, предки которого вынуждены были прервать связь поколений, можно постепенно научиться.
Важнейшей задачей для современных мусульман и их лидеров является формирование усилиями всей российской уммы своей собственной, идентичной традиции, ни в коем случае не отклоняющей их от основ вероучения, но в значительной степени соответствующей накопленному опыту предшественников-мусульман. Предки поволжских татар-мусульман выстраивали свою жизнь и создавали традиции этой жизни таким образом, чтобы, будучи законопослушными и мирными людьми России, не противоречить в своей деятельности Корану и Сунне. В их мировоззрении и деяниях переплелись кораническая традиция и традиция историческая.
В мечетях Поволжья из уст имамов звучали те идеи, которые шли от благословенного Пророка Мухаммада. Даже в самые трудные, трагические моменты своей истории следование религии и стилю жизни предков спасало и защищало людей, помогало людям оставаться людьми.
В мечетях на берегах Волги никогда не звучали призывы к насилию, напротив, вся риторика была направлена на утверждение мира, спокойствия, добрососедства и взаимопомощи. Потенциал традиционного ислама велик – и его необходимо использовать на благо людей.