Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 2 / 2013 - стр. 23

Оценивая особенности политизации ислама в различных регионах со значительной частью мусульманского населения, И.В. Кудряшова отмечает умеренный характер политического ислама в Татарстане и Башкортостане и такую его черту, как развитие преимущественно в качестве компонента национального движения. Иная ситуация на Северном Кавказе, где фундаменталистские идеи распространены достаточно широко. Именуемые «ваххабизмом», они, по сути, представляют собой сплав традиционализма и фундаментализма, т.е. не имеют на сегодня целостного характера и идентифицируются по критической позиции к официальному исламу, призывам к его очищению. На основе анализа культурной, внутриполитической и социоэкономической ситуаций автор делает вывод, что если в Дагестане фундаменталистская идеология может расширять свою нишу, в первую очередь из-за сложностей этнонациональной консолидации, то в Чечне – из-за слабости институтов светской национальной государственности.

Таким образом, исламское возрождение в России представляет собой в целом противоречивый и неоднозначный процесс. Для этого процесса характерны ярко выраженная клерикализация и особенно политизация ислама. Попытки руководителей исламских религиозных организаций войти во власть и приступить к построению исламского государства чреваты опасностью экстремизма. Поэтому здесь необходимы большая разъяснительная работа с мусульманским населением и решительные действия государственных органов по пресечению экстремистских действий. Терроризму же под религиозным прикрытием следует давать решительный отпор, в том числе и военными средствами.

Дальнейшему процессу радикализации и политизации ислама должны противостоять законные и решительные действия, выверенные в правовом, нравственном и политическом аспектах, не только государственных органов Южного федерального округа, но и Российской Федерации. В этом направлении должны быть предприняты усилия государств и общественных организаций всего мира в целом.

«Исламский фундаментализм: Исторические истоки и современные проявления», Владивосток, 2012 г., с. 74–130.

Место и роль ислама в регионах Российской Федерации, Закавказья и Центральной Азии

Идеологические основы религиозно-политического экстремизма и терроризма на Северном Кавказе

Борис Аксюмов, доктор философских наук (Ставропольский государственный университет)

Весь постсоветский период развития Северного Кавказа характеризуется повышенной турбулентностью в протекании социально-экономических, этнополитических и культурно-цивилизационных процессов. Данная турбулентность, выраженность которой периодически меняет свое значение, но всегда остается на достаточно высоком уровне, обусловлена в первую очередь функционированием на территории Северного Кавказа террористического бандподполья. В связи с этим обстоятельством особенно важным и актуальным становится изучение идеологических основ, на которых фундируется религиозно-политический экстремизм в регионе. Как правило, ценностно-идеологический фактор конфликтов и напряжений на Северном Кавказе несколько недооценивается – на первый план и политики, и исследователи обычно ставят социально-экономические условия развития региона, особенности политической культуры.

Страница 23