Россия и мусульманский мир № 10 / 2014
1
Тишков В. Полиэтническое общество и государство: понимание и управление культурным разнообразием // Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики. Под ред. М.Б. Погребинского и А.К. Толпыго. – М., 2013. – С. 152.
2
Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы: О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм. – М., 2002. – С. 374.
3
Тишков В. Указ. соч. – С. 150–151.
4
Семененко И.С., Лапкин В.В., Пантин В.И. Идентичность в системе координат мирового развития // Политические исследования (ПОЛИС). – 2010. – № 3. – С. 40–60.
5
См.: Путин В. Выступление на заседании клуба «Валдай» // Российская газета. – 2013. – 19 сентября.
6
Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. – М.: ИФ РАН, 1997.
7
Гайнутдин Р. Выступление председателя Совета муфтиев России на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий // Ислам в странах Содружестве Независимых Государств: Международная политика и сфера безопасности. Ежеквартальный научный альманах. Вып. № 2 (7). – М.–Н. Новгород: ИД «Медина», 2012.
8
Колобов А.О., Хохлышева О.О. Ислам и его значение в современном ближневосточном урегулировании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2010. – № 5 (1). – С. 325.
9
См., например: Allievi S., Nielsen J. (eds.) Muslim networks and transnational communities in and across. – Europe Leiden; Boston: Brill. 2003.
10
Akbar S. Ahmed. Living Islam, From Samarkand to Stornoway. BBC Books Limited. – London, 1993.
11
Игнатенко А. Выбор пути // Независимая газета. – 2006. – 27 июня.
12
Jonathan L. The emancipation of Europe's Muslims: The state's role in minority integration. Princeton: Princeton University Press, 2012.
13
Умма – мусульманская община.
14
Панов П.В. Институты, идентичности, практики: теоретическая модель политического порядка. – М.: РОССПЭН, 2011. – С. 172.
15
Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире (на примере стран Западной Европы и Северной Америки). – М.–Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. – С. 4.
16
Nielsen J.S. (ed.) Muslim political participation in Europe. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2013.
17
Наумкин В.В. Мусульмане на Западе // Международные процессы. – 2010. – Т. 8. – № 24. – С. 31.
18
См.: Hunter S. (ed.) Islam, Europe's second religion: The new social, cultural, and political landscape. Westport, Conn.: Praeger, in cooperation with the Center for Strategic and International Studies, Washington, D.C. 2002.
19
Beyond Radical Islam? Session four roundtable Discussion on Islam in the West // Hudson Institute. URL: http://cid.hudson.org/files/publications/Beyond_Radical_Islam – Transcript_4.pdf
20
Хабермас Ю. Против «воинствующего атеизма». «Постсекулярное» общество – что это такое? URL: http://www.russ.ru/pole/Protiv-voinstvuyuschego-ateizma
21
Ба-Юнус И., Коне К. Американские мусульмане: Демографический отчет // Мусульмане в публичном пространстве Америки: надежды, опасения и устремления. – М.: Идея-Пресс, 2005. – С. 390.
22
Ба-Юнус И., Коне К. Указ. соч. – С. 412.
23
Bagby I., Perl P.M., Froehle B.T. The Mosque in America: A National Portrait. Washington, DC: Council on American-Islamic Relations, 2001.
24
Smith T.W. Estimating the Muslim Population in the United States. Chicago: National Opinion Research Center, University of Chicago. – New York: American Jewish Committee, 2001.
25
Ба-Юнус И., Коне К. Указ. соч. – С. 395.
26
Pew Forum on Religion & Public Life. 2010. The Future of the Global Muslim Population: Projections for 2010–2030. Washington D.C., Pew Research Center. 2011. – P. 141.
27
Pew Forum on Religion & Public Life. 2010. The Future of the Global Muslim Population: Projections for 2010–2030. Washington D.C., Pew Research Center. 2011. – P. 137.
28
Ibid. – P. 15.
29
Составлено по: Pew Forum on Religion & Public Life…
30
Pew Forum on Religion & Public Life… – P. 13.
31
Курбанов Р.В. Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское законодательство в современном немусульманском мире (на примере стран Западной Европы и Северной Америки). – М.–Н. Новгород: ИД «Медина», 2011. – С. 16.
32
Здесь и далее тексты аятов Корана приводятся по изданию: Священный Коран с комментариями на русском языке. – Н. Новгород: ИД «Медина», 2007.
33
Akbar S. Ahmed. Living Islam…
34
Meer N. Misrecognizing Muslim consciousness in Europe. – Ethnicities, 2012. – № 12 (2).
35
Steyn M. America Alone: The End of the World as We Know It. – Washington, DC: Regnery Publishing, 2006.
36
Caldwell C. Reflections on the Revolution in Europe: Immigration, Islam and the West. – London, Allen Lane, 2009.
37
См.: Mishra P. A culture of fear. The Guardian, 2009. 15 August. URL: http://www.theguardian.com/books/2009/aug/15/eurabia-islamophobia-europe-coloni-sed-muslims
38
Moïsi D. The Clash of Emotions // Foreign Affairs. 2007. Vol. 86. № 1, Jan/Feb, pp. 1–5. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/62267/dominique-moïsi/the-clash-of-emotions
39
Крылов И.А. Мор зверей // Полное собрание сочинений в 3 т. – М.: ГИХЛ, 1946. – Т. 3. – С. 35–38.
40
Moïsi D. Ibid.
41
Муази Д. Горькое торжество демократии // Иноземцев В.Л. (ред.) Демократия и модернизация: к дискуссии о вызовах XXI века / Центр исследований постиндустриального общества; Вступ. статья В.Л. Иноземцева. – М.: Европа, 2010. – С. 112.
42
Там же. – С. 115.
43
Курбанов Р.В. Указ. соч. – С. 8.
44
Семененко И.С. Политическая нация, национальное государство и гражданская идентичность: на пути в глобальный мир // Политическая идентичность и политика идентичности: В 2 т. – М.: РОССПЭН, 2012. – Т. 2: Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке / [Отв. ред. И.С. Семененко]. – С. 50.
45
Sobolewska M. Religious extremism in Britain and British Muslims: threatened citizenship and the role of religion // The New Extremism in 21st Century Britain (Extremism and Democracy) / R. Eatwell, M.J. Goodwin (eds.). – London and NewYork: Routledge, 2010. – P. 56–57.
46
Семененко И.С. Указ. соч. – С. 50.
47
Fanon F. Black Skins, White Masks (1952) / Transl. from French by C.L. Markmann. – N.Y.: Grove Press, 1967.
48
Gilroy P. The Black Atlantic: Modernity and Double Consciousness. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1993.
49
Hall S. Cultural Identity and Diaspora // Colonial Discourse and Postcolonial Theory: A Reader / Ed. by P. Williams, L. Chrisman. – N.Y.: Columbia University Press, 1994.
50
Bhabha Н.К. The Location of Culture. – L., N.Y.: Routledge, 1994.
51
Pieterse J.N. Globalization and culture: Global melange. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, Inc., 2009. (2>nd ed.).
52
Tariq Ramadan: Western Muslims Beyond Integration. URL: http://www.onislam.net/english/reading-islam/living-islam/456016-tariq-ramadan-western-muslims-beyond-integration.html (Дата обращения: 20.03.2014.)
53
Мухаметов Р. Тарик Рамадан: «Будьте активны, прозрачны, полезны» URL: http://www.wasat.ru/posts/item/228/tarik_ramadan_budte_aktivny_prozrachny_ polezny.html (Дата обращения: 20.03.2014.)
54
Хантингтон С. Дискуссия вокруг цивилизационной модели: С. Хантингтон отвечает оппонентам // Полис. – 1994. – № 1. – С. 55.
55
Гидденс Э. Последствия современности. Пер. с англ. Г. К. Ольховикова; Д.А. Кибальчича; вступ. статья Т.А. Дмитриева. – М.: Праксис, 2011. – С. 172.
56
См.: Мешлок Т.Р. Мусульманские меньшинства в странах Западной Европы во второй половине XX века: На примере Франции и Германии: Автореф. дис. … канд. истор. наук: 07.00.03. – Краснодар, 2007.
57
Ихсаноглу Э. Европа должна найти общий язык с исламом. URL: http://www.info-islam.ru/publ/novosti/mir/eh_ikhsanoglu_evropa_dolzhna_najti_ obshhij_jazyk_s_islamom/3-1-0-2605 (Дата обращения: 18.03.2014.)
58
С 1 января 2014 г. Генеральным секретарем ОИС является представитель Саудовской Аравии И. Мадани.
59
Ихсаноглу Э. Ислам и диалог цивилизаций: лекция профессора Экмеледдина Ихсаноглу, генерального секретаря Организации Исламской конференции в МГИМО (У) МИД России, Москва, 8 июня 2006 г., на церемонии вручения диплома «Почетный доктор МГИМО». URL: http://www.mgimo.ru/news/guests/ document118373.phtml (Дата обращения: 20.03.2014.)
60
Там же.
61
Ихсаноглу Э. «Нарастают тревожные тенденции политизации борьбы против Ислама» // Ислам сегодня: сайт. 2013. 9 октября. URL: http://islam-today.ru/islam_v_rossii/eixsanoglu_narastayut_trevozhnye_tendencii_politizacii_borby _protiv_islama (Дата обращения: 20.03.2014.)
62
Путин В. Выступление на заседании клуба «Валдай» // Российская газета. – 2013. – 19 сентября.
63
Путин В. Россия: Национальный вопрос // Независимая газета. – 2012. – 23 января.
64
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан.
65
Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. – СПб.: Юна, 1992.
66
Малашенко А.В. Предисловие // Мухаметшин P.M. Ислам в Татарстане. – М.: Логос, 2006. – С. 7.
67
Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2003. – С. 81.
68
Из выступления ректора РИУ P.M. Мухаметшина на II фестивале мусульманской молодежи ПФО (г. Булгар, июнь 2008 г.).
69
Юсупов А.Н. Свой среди чужих, чужой среди своих // Конфессиональный фактор в развитии татар: Концептуальные исследования. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2009. – С. 242–245.
70
Ямаева Л.А. Реисламизация: Традиционное и новое в религиозной культуре башкир // Социология и общество: Глобальные вызовы и региональное развитие. Сб. материалов IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Уфа, 23–25 октября 2012 г. – М.: РОС, 2012. – URL: http://www.ssarss.ru/ iv_ovsk_fuil.html
71
Ямаева Л.А. Реисламизация: Традиционное и новое в религиозной культуре башкир // Социология и общество: Глобальные вызовы и региональное развитие. Сб. материалов IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Уфа, 23–25 октября 2012 г. – М.: РОС, 2012. – URL: http://www.ssarss.ru/ iv_ovsk_fuil.html
72
Шаповалов А. Проблемы институционализации исламского образования в современной России // Власть. – 2011. – № 3. – С. 4.
73
Официальный сайт ДУМ РТ. – http://dumrt.ru/node/8046 – (Дата обращения 12.04.2013.)
74
Соответственно, Черкесией принято называть историческую область, заселенную черкесами. В XVIII в. она охватывала территории Северо-Западного и Центрального Кавказа от устья Кубани до района современного Сочи по побережью Черного моря; левобережную часть бассейна реки Кубань; предгорную и равнинную части бассейна Терека до впадения в него Сунжи. Черкесия не имела политического единства, отдельные субэтническис группы и этнополитические единицы в ее составе выступали самостоятельно в отношениях между собой и с внешними силами. До конца XVIII в. наиболее развитой в социальном отношении, политически активной и влиятельной частью черкесского мира была Кабарда – феодальное княжество в Восточной Черкесии.