Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 1 / 2013 - стр. 17

Для исламского фундаментализма отличительным признаком становятся идеализация и мифологизация государственно-политической системы, которая существовала в мусульманском мире в период правления Пророка Мухаммеда и первых четырех «праведных» халифов (Абу-Бакр, Омар, Осман, Али), стремление к ее возрождению.

С возникновением богословия в рамках монотеистической религии обычно начинают возникать разногласия по вопросу о том, что следует считать фундаментом религиозного вероучения – священные тексты религии или определенную концептуальную догматическую систему. В исламе, например, идут споры о том, что можно рассматривать в качестве основы вероучения – только лишь Коран, или Коран и Сунну, или Коран, Сунну и шариат вместе взятые. Одни фундаменталисты рассматривают в качестве истоков веры только лишь священные тексты и ратуют за возвращение именно к ним. Другие выступают за возврат к ортодоксии посредством ее очищения, т.е. к богословским основоположениям веры, а не собственно к священным текстам как единственному истоку. Когда фундаментализм начинает активно противодействовать процессам модернизации и секуляризации, то значение ортодоксии как главной основы начинает возрастать.

Среди фундаменталистов есть и блюстители чистоты Слова Божьего, которые стараются придерживаться буквы Священного текста, так и те, кто, стремясь сохранить Дух божественного Откровения, ориентируется на поиски путей актуализации религиозной доктрины в соответствии с духом времени.

В суннизме поборником фундаментализма стало салафит-ское движение, стремящееся очистить ислам от всяческих наслоений. При этом, по мнению религиоведа З.М. Левина, салафизм можно разделить на два течения: возрожденцев (блюстителей Слова) и реформаторов (блюстителей Духа Откровения). Общим для всех салафитов является неприятие слепого следования традиции (таклид) и важность практики иджтихада, опирающейся на личный опыт интерпретации Священного текста.

В отличие от приверженцев традиционализма салафиты полагают, что только Коран и Сунна представляют собой основу ислама, а установки различных богословско-юридических школ являются необязательными для мусульманина.

Следует подчеркнуть, что инакомыслие фундаменталистского толка появилось еще в период ослабления Арабского халифата, получив развитие во времена господства турок-османов (XII–ХVIII вв.). Идейным предшественником фундаментализма считается основатель наиболее строгой богословско-юридической школы в исламе Ахмад ибн Ханбаль (780–855). Он был решительным противником рационального толкования исламских догматов и сторонником фанатичного исполнения норм шариата. Разум человека не может постичь религиозную истину, поэтому единственным источником аргументации и критерием истины могут быть священные тексты и согласованное единое мнение сподвижников Пророка. С точки зрения этого богослова, личное мнение по правовым вопросам может допускаться лишь в случае крайней необходимости и обязательно соответствовать при этом священным текстам.

Страница 17