Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 1 / 2013 - стр. 16

Как отмечают современные отечественные социологи Г.В. Осипов и Ж.Т. Тощенко, «клерикализм имеет много ликов – он может выступать в виде традиционализма, фундаментализма, радикализма, экстремизма и терроризма, между которыми часто ставится почти знак равенства, или они слабо различаются между собой».

Религиозный традиционализм – это позиция, основанная на призывах возвращения к прошлому как к «золотому веку». Исламские традиционалисты призывают вернуться к образу и формам жизни, существовавшим во времена первых Пророков Аллаха. Так, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад ратует за возвращение «исламской справедливости», существовавшей при 12-м имаме, которого особо почитают шииты.

Между тем несбыточность и антиисторизм подобных призывов были осознаны еще в XIX в. Поэтому сторонники традиции стали использовать идею фундаментализма. Фундаментализм базируется на призывах возвращения к истокам веры, к первоначальной чистоте религии, стремится отвергнуть извращения и наслоения времени. В рамках фундаментализма делаются попытки возродить жизнь общества не только на основе традиционной веры и опоры на многовековые традиции и обряды, но одновременно учитывая новые исторические веяния и социально-политические тенденции.

Под фундаментализмом сегодня нужно понимать определенную идеологию религиозных и религиозно-политических движений, активно нацеливающую своих сторонников на возвращение к изначальной чистоте веры либо к богословской основе вероучения. Вместе с тем следует уяснить, что как только идеология подобных движений утрачивает свой смысл возвращения к истокам, эти движения уже теряют свое качество фундаменталистских.

В рамках суннитского направления в исламе идеология фундаментализма приняла вид салафизма.

Яркое проявление фундаментализма иногда связывают с теми религиозными тенденциями, которые сейчас наблюдаются в Иране. Однако, по мнению отечественного исследователя З.М. Левина, в современном шиизме как правило не происходит реинтерпретации священных текстов в плане возвращения к истокам. Высший богословский авторитет (абсолютный мужтахид), продолжающий выполнять миссию как Пророка Мухаммеда, так и скрытого имама (будущего мессии), призван интерпретировать волю Аллаха в духе потребностей общины. Иранский вариант исламизации лучше интерпретировать как особую форму традиционализма.

Поборники исламского фундаментализма провозглашают возврат к истокам ислама, к очищению ислама от искажающих его наслоений, внесенных нечестивыми правителями и погрязшей в роскоши знатью и духовенством. Именно в Коране, в религиозной ортодоксии, считают они, следует искать основополагающие жизненные принципы и руководствоваться ими с учетом современных требований. Важным здесь является возрождение традиции и стремление к возвращению к ней, что делается, однако, с учетом происходящих в обществе изменений. Сторонники салафизма выступают за то, чтобы мусульмане во всех своих верованиях и действиях следовали тому, что существовало и делалось в период первоначального ислама.

Страница 16