Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 1 / 2013 - стр. 19

» (Трапеза, аяты 48–49).

Исламскими радикалами делается вывод о том, что существуют лишь «две разновидности человеческих обществ: общество исламское и общество джахилистское. Джахилистское общество должно смениться исламским. Исламским обществом является такое общество, в котором воплощены заповеди Ислама, т.е. религиозные исламские убеждения, поклонение Аллаху, исламские законоположения и правовая система, исламские нравственные и этические нормы. Джахилистским обществом является такое общество, в котором не реализуется Ислам…».

Так, по мнению исламских радикалов, с таким (джахилистским) обществом надо вести неустанную борьбу, для чего ими используется особо интерпретируемое понятие «джихада», планетарной миссии Пророка Мухаммеда и его последователей.

В целом под этим термином в мусульманской богословской литературе понимается борьба за веру, которая ведется в следующих основных формах: «джихад сердца» – борьба с собственными дурными наклонностями; «джихад языка» – повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания; «джихад руки» – принятие соответствующих мер наказания в отношении преступников и нарушителей норм нравственности; «джихад меча» – вооруженная борьба с неверными, в которой погибшему в борьбе верующему уготовано вечное блаженство в раю.

Вместе с тем председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин считает, что термин «джихад» в немусульманском обществе вызывает много непонимания и заведомо ложных толкований. «В основе арабского слова “джихад” лежит корень “джухд” (прикладывать усилие, старание). Таким образом, “джихад” означает усилие, целью которого является совершение блага и противостояние злу. Поэтому данное слово имеет достаточно широкое значение и совершенно неправильно относить его лишь к военной тематике. Слово “джихад” в религиозном смысле переводится с арабского как “усердствование в вопросах исполнения воли Бога, старание, напряжение усилий”… Только в случае нападения извне, агрессии и возникшей отсюда необходимости ведения оборонительной войны “джихад” можно трактовать как “джихад меча”, т.е. как “священную войну” для защиты религиозных прав своего Отечества, родных и близких, своего имущества».

Согласно теории джихада, весь мир разделен на «область ислама» (дар-ал-ислам) и «область войны» (дар-ал-харб). К первой относятся страны, находящиеся под властью мусульман, ко второй – страны под властью «неверных» правителей. «Область ислама» теоретически всегда должна находиться в состоянии вечной войны с другой областью. Именно война защищает мусульман от немусульман, поэтому она представляется необходимой. В исключительных случаях ислам допускает временное перемирие сроком до десяти лет. Вместе с тем, как считает Равиль Гайнутдин, «подобное черно-белое деление не является фундаментальным в исламе и принадлежит истории. Отношения мусульман с немусульманами не строятся и никогда не строились только лишь на войне».

Страница 19