Размер шрифта
-
+

Россия и мусульманский мир № 1 / 2013 - стр. 20

Кроме этих категорий стран некоторые факихи выделяют еще одну категорию территорий – «область мира» (дар-ал-сульх). Это такие земли, которые не принадлежат мусульманам и не управляются ими, но их правители считают себя вассалами мусульманских государств и платят за это определенную дань. В Коране (особенно в мединских сурах) война за веру вменяется в обязанность последователей ислама, она трактуется как священная война, возводится в ранг выполнения божественной миссии, подкрепленной авторитетом Аллаха.

Очевидно, что религиозные проповедники, стремящиеся использовать ислам в политических целях, ссылаются на те аяты Корана, в которых прямо говорится, что выполнения только религиозных обрядовых предписаний недостаточно для того, чтобы попасть в рай. Те лица, которые веруют в Аллаха, совершают намаз, платят искупительную милостыню, соблюдают пост в месяц Рамадан, совершают хадж, но воздерживаются от войны с неверными, рассматриваются в качестве людей, предпочитающих земную жизнь загробному раю. Подобное поведение недостойно мусульманина. Поэтому Коран предлагает довольно сильные средства воздействия на сознание правоверного. Тем мусульманам, которые не хотят вступать в борьбу за веру, как считают фундаменталисты, Коран и Сунна угрожают такими же мучительными наказаниями, как и неверным и отступникам от ислама. Подобные поучения, которые можно встретить в самих священных источниках ислама, и легли в основу лозунга джихада в форме «меча» (газавата), т.е. войны за веру.

В XX в. идеи «чистого ислама», «идеального мусульманского общества», «возрожденчества» вновь обрели силу и получили свое воплощение в религиозно-политической организации «Братья-мусульмане», возникшей в Египте в 1929 г., основателем которой является Хасан аль-Банна. Его идеи получили дальнейшую разработку в трудах Сейида Кутба и Мухаммеда аль-Газали – идеологов исламского экстремизма. В арабском мире возрожденческие идеи получили дальнейшую разработку в трудах религиозного сирийского политического деятеля Мустафы ас-Сабаи, а также индийским и пакистанским мусульманским мыслителем Абу ал-Алай Маудуди.

Следует обратить внимание на то, что нейтральный по своей богословской сущности фундаментализм может не только нести охранительную функцию, но и принимать модернизаторскую форму. Это связано во многом с необходимостью адаптации исламских норм к условиям индустриальной эпохи современности. В целом фундаментализм не является однородным, он демонстрирует кардинальные различия: он может быть миролюбивым и достаточно спокойно встраиваться в современные реалии, а может быть и оборонительным, защищая свою веру, пытаясь ее сохранить и очистить. Реформаторский салафизм опирается на богатую духовную традицию. Его основоположниками были видные просветители и борцы с угнетением: афганец Джамальаддин аль-Афгани (1839–1898), египтянин Мухаммед Абдо (1849–1905), индостанец Ахман-хан (1817–1898), сириец Абдаррахман аль-Кавакиби (1854–1902).

Страница 20