Религия и этика в изречениях и цитатах: Справочник - стр. 13
(Дакийский) (Augustinus de Dacia (Aage yon Dinemark), ? – 1285), монах-доминиканец
80 Буква [Писания] учит тому, что совершалось, аллегория – тому, во что верить, / Нравственный смысл – тому, как поступать, анагогия – к чему стремиться. // Littera gesta docet, quid credas allegoria, / Moralia quid agis, quo tendas anagogia (лат.).
«Краткое пособие» по богословию («Rotulus pugillaris», 1260)
□ Katechismus der Katholischen Kirche. – Oldenbourg, 2007, S. 67
Этот метод «четвероякого толкования» восходит к Августину Аврелию. Дистих «Littera gesta docet…» приписывался также французскому богослову Николаю де Лира (ок. 1270 – ок. 1349).
(Ибн Рушд) (1126–1198), арабский философ и врач
81 Невозможное не может быть совершено Всевышним.
«Опровержение опровержения» (ок. 1170), гл. 17; здесь и далее пер. под ред. С. И. Еремеева
□ Отд. изд. – Киев; СПб., 1999, с. 462
→ «Бог <…> не может отступить от сохранения известных законов» (Л-53); «Бог не все может» (П-96); «[Бог] не мог сотворить того, что противоречиво в самом себе» (С-95).
82 Никто не должен принуждать кого-либо следовать или не следовать тем или иным религиозным правилам, поклоняться или не поклоняться Аллаху и даже более того – верить или не верить в Его существование.
«Опровержение опровержения», гл. 17
□ Отд. изд. – Киев; СПб., 1999, с. 506
83 Человек принимает и разделяет веру, с которой он родился и вырос, ибо важнейшие догмы всех религий сходны между собой и ведут к одной и той же цели.
«Опровержение опровержения», гл. 17
□ Отд. изд. – Киев; СПб., 1999, с. 507
Высказывание Д. Дидро: «Тот, кто остается верен своей религии только потому, что он был в ней воспитан, имеет столько же оснований гордиться своим христианством или мусульманством, сколько тем, что не родился слепым или хромым» («Философские мысли» (1746), 37). □ Дидро, 1:176.
Высказывание Дж. Сантаяны: «К какой религии будет принадлежать человек – такая же историческая случайность, как и то, на каком языке он будет говорить» («Жизнь разума» (1905), т. 3, гл. 1). □ Shapiro, p. 664.
→ «Истинной религией <…> является та, которая охраняется обычаем <…> страны…» (М-97).
(Marcus Aurelius Antoninus, 121–180), римский император с 161 г., философ-стоик
84 Уйти от людей не страшно, если есть боги, потому что во зло они тебя не ввергнут. Если же их нет или у них заботы нет о человеческих делах, то что мне и жить в мире, где нет божества, где промысла нет?
«Размышления» («Беседы с самим собой»), II, 11; здесь и далее пер. А. К. Гаврилова