Религия и этика в изречениях и цитатах: Справочник - стр. 12
//…Invisibilis gratiae visibilis forma.
Перефразированная цитата из «Разысканий на Семикнижие», IV, 84; в таком виде приведена в «Сентенциях» Петра Ломбардского (ок. 1150 г.), I, 1, 2. □ franciscan-archive.org/lombardus/opera/ls4–01.html. У Августина: «видимые таинства невидимой благодати». □ sant-agostino.it/latino/questioni_ettateuco/quest_ettateuco_3.htm.
Цитируется также в форме: «Видимое знамение [visibile signum] невидимой благодати».
71 Духовная сила таинства <…> подобна свету: <…> если свет проходит через нечистых, сам он при этом остается незапятнанным.
«Рассуждение на Евангелие от Иоанна» (414–416), V, 15
□ Катехизис, с. 380
О действительности таинств, совершаемых недостойными священниками.
72 Что такое человек? Разумная душа, владеющая телом. //…Anima rationalis habens corpus.
«Рассуждение на Евангелие от Иоанна», XIX, 15
□ sant-agostino.it/latino/commento_vsg/index2.htm
73 …Мы стали не только христианами, но и Самим Христом. <…> Воистину, поелику Он есть Глава, а мы члены, то всецелый человек – Он и мы.
«Рассуждение на Евангелие от Иоанна», XXI, 8
□ Катехизис, с. 200
74 Данная даром благодать. // Gratia gratis data.
«Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам» (ок. 416), III, 8; III, 9
□ sant-agostino.it/latino/commento_vsg/omelia_003_testo.htm
«Даром», т.е. без заслуг. → «оправдание даром, по благодати» (Б-882).
75 Люби – и делай что хочешь. Если молчишь, молчи из любви; если говоришь, говори из любви; если порицаешь, порицай из любви; если щадишь, щади из любви. // Dilige, et quod vis fac <…>.
«Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам», VII, 8
□ kath-info.de/liebe.html
В пер. С. С. Неретиной: «Будь милостив, и делай что хочешь». □ Абеляр П. Тео-логические трактаты. – М., 1995, с. 266.
Часто цитируется в форме «Ama, et fac quod vis».
76 Нет любви без надежды, нет надежды без любви, нет и обеих без веры.
«Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви» («Энхиридион Лаврентию») (421–423), 8
□ Августин-1998, 2:7
77 [В аду] сама смерть не умирает и <…> не оканчивается само тление. Это в Священном Писании называется «второй смертью».
«Руководство Лаврентию…», 92
□ Августин-1998, 2:545
→ «вторая смерть» (Б-1014); «Смерти празднуем умерщвление» (Ан-22);
78 Первая милостыня – пожалеть свою душу и жить праведно. <…> По причине такого порядка любви сказано: «Возлюби ближнего твоего как самого себя».
«Руководство Лаврентию…», 76
□ Августин-1998, 2:59
79 Несовершенно веруют те, кто не желает говорить о том, во что они веруют.
«Толкование на псалмы» (392–418), 115, 2
□ Августин-1991, с. 458