Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет - стр. 14
Ребенок уже способен понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда – это то, из чего едят и пьют. Поэтому его начинают учить группировать предметы по способу употребления, подводят к пониманию слов с обобщенным значением. Однако отношения между общим и частным осознаются детьми этого возраста своеобразно. Так, они часто называют незнакомый предмет известным им собирательным существительным: «Это салатница называется посуда», «Папа купил большую мебель с зеркалом» (сервант) и т. п.
Особое внимание детей необходимо обращать на то, что одни предметы сделаны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и т. п.), другие созданы природой (камень, шишки и т. п.).
Ознакомление с предметным миром проводится в форме игр-занятий (см. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2002), в основе которых лежат различные действия детей.
Серия «Игры-раскладки» («Чудесный мешочек», «Помоги Незнайке» и т. д.) направлена на определение предметов природного мира и предметов, созданных руками человека. Так, в игре «Помоги Незнайке» дети по просьбе любимого героя раскладывают предметы природного мира и предметы рукотворного мира в конверты с соответствующими символами («человек», «бабочка»). Затем задача усложняется: требуется не только разложить предметы разного происхождения, но и обосновать свой выбор («Мяч положу в конверт с человеком, его сделали люди» и т. п.).
Серия «Игры-определения» («Что лишнее», «Назови, как использовать предмет» и т. д.) направлена на определение и различение цвета, величины, формы, веса, строения, функции. Дошкольников сначала побуждают назвать цвет, форму, функцию предметов; затем, например, в игре «Найди пару», задание усложняется: надо не только знать способ использования названного предмета, но и подобрать к нему другой с подобной функцией (шкаф – кровать; тарелка – блюдце и т. д.). Эта задача требует опоры на прежний опыт использования предметов.
Детей продолжают знакомить с материалом, из которого сделан предмет (дерево, бумага, ткань, глина), в процессе действий с ним, то есть позволяют его ощупывать, поглаживать, ломать, рвать, гнуть, сжимать, бросать, поднимать. Для этого целесообразно создавать ситуации выбора материала для игры, например, необходим твердый, прочный материал – заменитель стола, стула, кровати. Дети при участии взрослого рассматривают бумагу, дерево, ткани, называют их, решают творческую задачу («Какой материал выбрать?») с помощью следующих действий: гладят поверхность (гладкие); мнут (не мнется только дерево); разрывают (не рвется только дерево); тянут за края в разные стороны (не нарушается целостность только дерева); кладут в воду (намокают бумага и ткань) и т. д. В результате выбирают дерево.