Разъяснение воскресных и праздничных Евангельских чтений - стр. 4
Воскресение дает нам откровение о Боге и о человеке. Если наши «возвышенные» представления мешают нам «принять» Бога, воскресшего в прославленной плоти и внедряющегося со Своим человечеством во внутрь-Троичную недоступность, – нам надо исправить согласно Откровению наши педставления о Боге. Если мы не допускаем, что человек может быть облечен в нетленное тело и пребывать в духовном вечном мире, значит – человек совсем не то, что мы о нем думаем; значит – нам нужно проверить свое знание о нем Откровением. Как и тогда ученикам Христовым, нам нужно не разумом проверять Благовестив, а по Евангелию исправить разум свой… «Как семя, брошенное в землю, мы не погибаем, когда умираем, но, будучи посеянными, воскреснем» (Афанасий Великий). Да, «день воскресный есть еще не приемлемая для нас тайна истинного ведения, и он превосходит наше помышление» (Исаак Сирин). Но уже многие из «старших братьев» наших, здесь на земле «очищая плоть свою от всякого растления», а ум «превознося превыше всякой твари», достигали бесстрастия, то есть того состояния, что «некоторые называют воскресением души прежде восстания из мертвых нашего тела» (Иоанн Лествичник, степ. 29). Человеческая душа, которая «естественно есть христианка», томится и жаждет бытийственно ощутить свою причастность жизни нестареющей. Через встречу с Начальником жизни – Господом Иисусом Христом, многими скорбями дается ей «новое рождение – начаток общего воскресения». «Вертоградарь» называет Марию по имени, чтобы открылись очи и сердце ее, чтобы узнала она Воскресшего и чтобы свет веры, вводящей в жизнь вечную, зажегся бы в ней. Воскресший пребывает с нами «до скончания века». Он ждет и зовет каждого из нас. Останемся ли мы глухи и не услышим идущего из вечности зова Его…
Четвертая Неделя по Пасхе, о расслабленном
После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда[1], при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус