Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 4

и сковородами; обнаруживаются металлические топоры, долота, пилы, ножи. Зернотерки и песты (ил. 3.3) делались из камня.

Наряду с предметами, необходимыми в хозяйстве, археологи обнаружили весьма примитивные статуэтки богини-матери, выполненные из глины. (Вероятно, по обычаю всех древнейших народов, их использовали в ритуалах плодородия, – подобные изделия и поныне бытуют в индийских деревенских культах). Среди находок – изготовленные из керамики крохотные булавочные головки и бусины в виде обезьянок и белок, выполненные в реалистической манере. Это также детские игрушки: керамические собаки и овечки, коровы с подвижными головами и обезьянки, которых можно было дергать за веревочку, игрушечные тележки, свистки в форме птиц. Из керамики делали различные украшения: бусы и браслеты и др. Украшения, игральные кости выполняли также из полудрагоценных камней (сердолика, халцедона, агата, яшмы). Широко бытовали статуэтки, жертвенные предметы, предметы, инкрустированные костью, и др.

Огромную ценность представляют бронзовые и каменные изваяния небольших размеров, очень совершенные по технике исполнения и исключительно выразительные. Среди них – найденная при раскопках Хараппы бронзовая статуэтка танцовщицы (ил. 4.1) и открытый в Мохенджо-Даро бюст бородатого мужчины в одежде с «магическими» трилистниками (он вошел в литературу как «Жрец из Мохенджо-Даро»; ил. 4.2).


Ил. 4. Скульптура Хараппской цивилизации.

1. Танцовщица. Ок. 2300–1750 гг. до н. э. Бронза. 10,5 × 5 см. Национальный музей, Нью-Дели. 2. Жрец из Мохеджо-Даро. 2000–1900 гг. до н. э. Стеатит. 17,5 × 11 см. Национальный музей Пакистана, Карачи. 3. Мужской торс с двойной парой рук. Красный песчаник


У обоих – удлиненной формы глаза и большие полные губы (считается, что у «танцовщицы» негроидные черты лица). По-видимому, так выглядели инды-протоиндийцы, потомки современных дравидов, ныне живущих на юге полуострова Индостан. Обычно они небольшого или среднего роста, темнокожие и черноволосые, у них относительно широкий нос и крупные полные губы. Из Хараппы происходит также мужской торс с двойной парой рук, выполненный из красного песчаника (ил. 4.3). Весьма часто археологи обнаруживают также полированные камни особой формы, которые считаются фаллическим символом.

Особый и исключительный интерес представляют прямоугольные и круглые печати-штампы, выполненные, как правило, из мягкого стеатита (ил. 5).


Ил. 5. Печати Хараппской цивилизации


На них тонкой резьбой нанесены надписи и изображения различных животных (буйвол, носорог, тигр, крокодил, антилопы, «единорог» /животное, похожее на вола с одним рогом/ и др.). На некоторых печатях можно видеть слона (ил. 5.3), причем обычно вместе с предметами, изготовленными человеком (отсюда возникло предположение, что уже в те времена слон был приручен). Однако чаще всего на печатях-штампах изображено мужское божество в виде человека с бычьими рогами или с головным убором, увенчанным рогами (ил. 5.4). Фигуры трактованы реалистично.

Страница 4