Размер шрифта
-
+

Разные картины мира. Интерьеры Индии, Китая, Японии - стр. 6

, покоряя местные народы и превращаясь в правящую верхушку. С их приходом распространился новый язык санскрит, появилось жесткое сословное разделение на четыре сословия-варны (своеобразно разветвившись, оно превратилось в кастовое разделение). Кастовая иерархия, привнесенная ариями, поместила носителей местных традиций в разряд неприкасаемых (отверженных). Наступил новый этап истории Индии.

К сожалению, материальные свидетельства этого периода весьма фрагментарны. Но зато существуют литературные памятники этого времени, так называемые веды (буквально – знания) – собрание гимнов, прославляющих арийских богов («Ригведа»), жертвенные формулы («Яджурведа»), песнопения («Самаведа»), заклинания («Атхарваведа»). В кон. 2 – нач. 1 тыс. до н. э. веды были собраны и систематизированы, но переходили они от поколения к поколению изустно в стихотворной форме (записаны много позднее, в XI в. н. э.). Религию периода от прихода ариев до 250 г. до н. э. принято называть ведической. В истории Индии этот период получил название «Ведическая цивилизация».

Благодаря ведам известно, что в пантеоне арийских богов со временем главным стало понятие Брахман. Под ним подразумевалось высшее начало, первооснова, некий Абсолют, бог-творец. Но также это некая таинственная сущность, которой мог обладать жрец племени, именуемый тоже брахман. Поэтому рассматриваемый новый период в истории Индии называется также «Древнебрахманский».

Арии презирали аборигенов, однако пришельцы смешивались с местным населением (что сказалось на облике обитателей Индии) и перенимали их обычаи. Бывшие кочевники-скотоводы превратились в Индии в оседлых земледельцев. В их языке появились местные слова, обозначавшие хижину, деревушку, местные названия растений и новые орудия труда. Контакты с местными народами скорректировали и религиозные представления новых хозяев полуострова. В поздневедическом периоде в пантеоне арийских богов уже популярны Шива, Кришна, Кубера, Хануман и др., а эти боги принадлежали коренному населению; то же относится к эмблеме Шивы – фаллическому символу лингаму.

Появившись на индийской земле, заселенной индами, арии поначалу не возводили городов, по крайней мере, в традициях индской цивилизации – из обожженного кирпича. Скорее всего, новую элиту общества, представленную бывшими номадами, города тогда вообще не интересовали. Но жизненный уклад элиты во все времена служил своего рода эталоном для общества, т. е. одним из факторов приостановки создания городов стала незаинтересованность элиты. Неблагоприятными оказались также неизменные миграции, которые постоянно происходили на территории Индостана после вторжения первых пришельцев.

Страница 6