Размер шрифта
-
+

Работа с фигурными картами таро в психотерапии: мужские и женские архетипические образы - стр. 34


Содержание.

Королева кубков воплощает 2 важнейших аспекта: сердечность и сексуальность, а также взаимосвязь между ними, что придаёт личности целостность. В идеале мы обладаем и тем, и другим свойством. В реальности же какой-то из аспектов, или даже оба, могут отчуждаться… Мы – целостны, но если целостность нарушается, сердечность и сексуальность отделяются друг от друга.

Женщина эмоций: сердечность. При правильном воплощении этой ипостаси, мы находимся в контакте со своим сердцем, с глубокими чувствами. Можем вступать в сердечные отношения, развивать психологическую близость, чувствуя свое сердце и достаточно открытым, и достаточно защищенным.

Эмоции – важный адаптационный механизм, закрепленный эволюцией. Эмоции – субъективное отображение окружающей действительности с целью достижения максимальной адаптации. То есть это внутренний датчик, определяющий: что там вовне происходит? все ли в порядке?

Почему может страдать ипостась дамы кубков, отрицаться и отчуждаться? Когда нарушается контакт со своим сердцем, с эмоциями? Многие убегают от любви, потому что боятся своих чувств. Чувства страшны потерей контроля над собой. Мы боимся, что чувства поглотят нас, как если бы они были снаружи нас, а не внутри. В речи есть интересный оборот: «Я в сильных чувствах». Тогда как все наоборот: это чувства во мне.

Еще одна причина: часто мы не хотим признавать свои чувства, видеть их в себе, переживать, потому что их проживание кажется слишком болезненным. «Я недостаточно силен, чтобы с этим справиться». Но это не так: чувства не могут быть больше, чем ты, ведь это – просто твоя часть. Как ухо не может стать больше тебя, и было бы странным бояться собственного уха. Чувства разрастаются и начинают поглощать только тогда, когда их подавляют. Чем сильнее сжимается пружина, тем сильнее потом разожмется.

В другом случае отрицание чувств возникает тогда, когда они угрожают самооценке, образу-Я, устоявшимся представлениям о себе. Трудно признавать в себе «теневые» качества: злость, зависть и т.д. Наши истинные чувства не всегда вписываются в красивую картинку представления о себе, и тогда мы объявляем: «Я не ревную», «Я не обиделся»… Но чувства никуда не исчезают, даже если Эго (сознательное Я) не хочет их признавать.

Чувства могут представляться как некий внешний пугающий объект. Вода (стихия королевы кубков) символизирует эмоции. Угрожающие волны в снах, заливающая все вода отображают страх перед собственным чувствами как бессознательными проявлениями. В филогенетическом развитии (в эволюционном развитии вида) сперва появились эмоции, потом – мыслительная деятельность. Поэтому эмоции ассоциируются у нас с природой, со стихией, с хаосом (женственностью), а мысль – с цивилизацией и упорядоченностью (мужественностью). Вода как символ замечательно отображает наше восприятие эмоций: и потребность в них, и страх вернуться в природное состояние, лишиться цивилизации… Мы нуждаемся в воде, но она может и представлять для нас опасность.

Страница 34