Путь. Духовная практика суфизма - стр. 27
Или, говоря словами Шаха Ни'матуллы:
Когда суфий переходит за грань времени и пространства, он преодолевает путь от предвечности до вечности за одно дыхание. В таком состоянии был Джунайд, когда его спросили о предвечности. Он ответил:
Таким образом, суфий никогда не забывает об исключительной важности данного мгновения и каждого вздоха.
26. Разлука и единение для суфия
Суфий испытывает страстную любовь к Богу, кажется ли ему, что Бог рядом или далеко. Надежда на единение с Возлюбленным или страх разлуки связаны с банальным рассуждением, что Бог либо наградит человека единением за его усилия, либо накажет разлукой за его слабости. Такая установка низводит отношения с Богом до уровня купли-продажи. Суфий же не надеется на единение и не боится разлуки. Скорее, как истинно влюбленный, он не ждет ничего от Возлюбленной.
Некоторые совершенные суфии даже ценили разлуку превыше единения. Они считали, что единение – всего лишь стремление влюбленного, тогда как разлука – это то, чего желает Возлюбленная. Для таких суфиев влюбленный (в истинном смысле этого слова) желает только того, чего желает Возлюбленная. Другая группа суфийских шейхов считала, что агония единения сильнее боли разлуки. Говоря словами Джами:
Таким образом, для суфия важна лишь Возлюбленная, а не разлука или единение с ней.
27. Суфийское понимание Божественной милости и Божественного гнева
Суфии видят милость и гнев – оба Божественных качества – как две стороны одной монеты. Поскольку они влюблены в саму «монету», им все равно, какой стороной она к ним обращена. Они влюблены в оба выражения лица Возлюбленной.
Руми
Тот, кто радуется милости Возлюбленной, но не ее гневу – не суфий. Как сказал Хафиз:
Таким образом, суфий равно влюблен в оба лика Возлюбленной.
28. Единство суфиев
Суфии – это люди, чьи сердца наполнены любовью к Богу, и кто не уделяет внимания ничему другому. Хотя суфиев может быть много, поистине они составляют одно целое. Духовная жизнь их всех имеет одну цель и назначение. Их сердца обращены к Единому, и они не ищут ничего, кроме Божественной Сущности. Говоря словами Руми: