Путь. Духовная практика суфизма - стр. 25
Рассказывают историю о дервише, который посетил уважаемого и состоятельного шейха. Видя богатство шейха, дервиш подумал: «Как могут сочетаться суфизм и подобная роскошь?» Побыв у шейха несколько дней, он решил уйти. Шейх сказал ему: «Позволь мне сопровождать тебя в твоем странствии».
После того, как они прошли небольшое расстояние, дервиш вдруг спохватился, что забыл свой кашкуль[6]. Тогда он спросил у шейха разрешения вернуться и забрать его. Шейх ответил: «Я оставил все, чем владел, а ты не можешь расстаться даже со своей чашей для подаяния. Поэтому здесь наши пути расходятся».
Таким образом, суфий не привязан ни к богатству, ни к нищете.
20. Суфий в «таверне среди руин»
В состоянии исчезнувшего «я» (фана) суфий полностью потерял свою самость и достиг духовной стадии, которую суфии называют «таверна среди руин». Рассказывают, что Байазид находился в этом состоянии, когда кто-то постучал в его дверь. Байазид спросил: «Кто вам нужен?» Человек ответил, что он ищет Байазида. Байазид сказал: «Ах! Прошли годы с тех пор, как я в последний раз слышал о нем».
На этой стадии суфий перешел по ту сторону веры и неверия. Он не видит ни друга, ни постороннего: в каждом месте и в каждом человеке он видит только Бога. Однако видит он не из самости. Скорее это Бог, видящий Бога в Боге. В таком состоянии суфий говорит:
Или:
Таким образом, суфий в «таверне среди руин», умерев для себя, освобождается как от богохульства, так и от религии.
21. Танец суфия
Экстаз, источник которого в Боге, а точнее – в Божественном притяжении, заставляет суфиев постоянно находиться в духовном внутреннем танце и движении. Всякий раз, когда волна такого Божественного восторга ударяет в сердце суфия, она вызывает в нем смятение. Это, в свою очередь, приводит в движение его тело. Видя это движение, люди несведущие часто полагали, что суфий танцует. В действительности же это судно без якоря (т.е. сердце суфия) приводится в движение волнами Океана Истины.
Некоторые поверхностные наблюдатели считали, что посредством танца можно обрести Божественный экстаз и достичь Бога. И действительно, любой танец может вызвать ощущение опьяненности, однако такой танец – результат собственного волеизъявления человека. Влюбленные же суфии не имеют собственной воли и, следовательно, танцуют непроизвольно. Ноги танцующих отталкиваются от обоих миров, а их руки отбрасывают всю красоту рая. Суфии отвергли все мысли о существовании.