Размер шрифта
-
+

Путь. Духовная практика суфизма - стр. 18

В последнее время многие люди из Америки и Европы стали проявлять интерес к восточной культуре и философии. Этот интерес привел многих из них к изучению суфизма. Я, например, все чаще получаю письма от людей, интересующихся суфизмом, содержащие вопросы о мусульманском мистицизме и Пути к Истине. Поскольку данные вопросы глубоко взаимосвязаны, я собрал их в этом эссе, чтобы дать ответы, которые могли бы в какой-то степени осветить метод и практические аспекты суфизма.

Все желающие обрести более глубокое знание теоретического мистицизма должны обратиться к прозе и поэзии суфийской классики. Если того пожелает Господь, такие люди в конце концов станут искателями на Пути Истины – через практический суфизм. Да благословит Господь их поиски.

1. Суфийский путь

Граждане любого государства и верующие любой религии следуют различными путями с целью куда-то попасть, что-то обрести или кем-то стать. Однако суфийский Путь ведет к несуществованию, потере себя и исчезновению в Возлюбленной. Как сказал Хаджа 'Абд Аллах Ансари:

О Боже! Небытие – несчастие для всех,
Но для меня оно – благословенье.

Таким образом, тот, кто встает на путь любви, чтобы достичь некоего духовного уровня или «высшего состояния сознания», сделал первый неверный шаг. Руми, великий персидский поэт и суфий, рассказывал следующую историю:

Однажды влюбленный пришел к дому Возлюбленной. Он постучал в дверь. «Кто там?» – спросила Возлюбленная. Человек ответил: «Это я, любящий Тебя». «Уходи прочь, – сказала Возлюбленная, – на самом деле ты не влюблен». Прошли годы, и снова влюбленный пришел к двери дома Возлюбленной и постучался. «Кто там?» – спросила Возлюбленная. На этот раз человек ответил: «Это Ты». «Теперь, когда ты – это Я, – отвечала Возлюбленная, – ты можешь войти».

Таким образом, суфий – это тот, кто вступает на Путь, чтобы не «быть».

2. Путешествия суфиев

Обычные люди путешествуют из одного места в другое, беспокоясь о мирских делах. Аскеты отрицают этот мир и устремляют взор в сторону рая, пытаясь совершить странствие в мир иной. Суфии же полностью оставляют путешествия и отказываются от себя в поисках Бога:

Я оставил странствия и остался
Со своей Возлюбленной.
О Боже, что за дивное блаженство
Я получил в путешествии такого рода!
Руми

Познавшие ('арифы) путешествуют внутрь себя, тогда как суфии путешествуют от себя. Познавшие говорят: «Познай самого себя, чтобы познать Бога». Суфии говорят: «Откажись от себя, чтобы быть свободным». Мирские люди путешествуют в сфере существования, суфии путешествуют в мире небытия. Обитатели тварного мира всегда пребывают в безумной спешке, никогда не находятся в покое. Суфии же довольствуются своим состоянием на данный момент, каково бы оно ни было. Они безмятежны и спокойны.

Страница 18