Путь. Духовная практика суфизма - стр. 20
6. Молитва суфия
Люди молятся для того, чтобы привлечь к себе Божье милосердие и благоволение. В своих молитвах они молят Бога послать им свою милость, а не гнев. Но суфий – это тот, кто влюблен в Возлюбленную. Облачена ли Возлюбленная в одеяние милости или гнева, не имеет для него значения. Как же тогда суфий может молить о чем-либо, когда все, что он воспринимает – это сама Возлюбленная, а не Ее одеяние?
Молитва того, кто молит Бога о чем-то, исходит из его самости. Такая мольба становится проявлением индивидуального сознания, ставящим себя выше Абсолютного Существования. Но восхищенный влюбленный совершенно не способен ставить свое собственное существование выше Абсолютного, ибо это было бы неверностью по отношению к Возлюбленной. Байазид сказал:
Или, говоря словами Руми:
Поскольку суфии желают только того, чего хочет Бог, и не имеют самости, из которой они могли бы молиться, как они могут молить о чем-то? Поистине, как они вообще могут молиться?
Таким образом, когда суфий молится, в своей молитве он ни о чем не просит.
7. Покаяние суфия
Обычные люди каются в своих прошлых прегрешениях. Аскеты отвергают этот мир в целом. Суфии же отказываются и от этого мира, и от следующего. Обычные люди каются в надежде на лучшее будущее, аскеты каются ради обещанного им рая. Но суфии в Божественной Любви отказываются от всего.
Ощущая раскаяние в прошлых грехах, люди сосредоточены на себе. Поскольку суфии – никто, не имеют самости, для них невозможно покаяние. Другими словами, выражение раскаяния есть признак самоосуществования, а суфии в любви отказались от этой самости, и они даже «раскаиваются в раскаянии» или «отказываются от отказа». Пророк об этом сказал:
Таким образом, в Божественной Любви и посредством ее суфий отказывается от всего, даже от своего отказа.
8. Аскетизм суфия
Аскеты отворачиваются от этого мира и обращаются к миру загробному. Суфии отворачиваются и от этого мира, и от следующего, притягиваемые к одному лишь Богу. Отказываясь от удовольствий этого мира, аскеты желают обрести наслаждения в мире загробном. Суфии же, охваченные Божественной Любовью, уходят от себя и целиком забывают об обретении, потере и удовольствии – и здесь, и в загробной жизни. Думая о будущих благах на небесах и предвкушая их, аскеты предаются своекорыстию и самопоклонению, хотя бы и в более утонченной форме, тогда как суфии, опьяненные Единением с Богом, полностью погружены в настоящий момент, в «здесь и сейчас», и отказались от существования.