Путь. Духовная практика суфизма - стр. 16
Как объясняется в этом айате, вера в Бога недостаточна, необходимо добиться отсечения эго, мирского «я», должен совершиться полет к Богу. На таком Пути верующие должны делать все, что возможно, чтобы отказаться не только от своего богатства и жизни, но даже и от своей души.
Первый шаг к Истине – это попрание всего, что не есть Истина, посредством выхода во имя Бога за пределы как этого мира, так и следующего.
Мухаммад, друг Бога, сказал:
Этот мир запретен для людей следующего мира, а следующий мир запретен для людей этого мира – и оба запретны для людей Бога.
Также и Шибли сказал:
Существуют три вида смерти: смерть ради этого мира, смерть ради мира загробного и смерть на Пути Господа. Тот, кто умирает с любовью к этому миру, – лицемер. Тот, кто умирает с любовью к миру загробному, умирает благочестивым. Но только тот, кто умирает с любовью к Господу, является суфием.
Рассказывают, что однажды святой Байазид Бистами, идя по дороге со своими учениками, увидел отрубленную голову, лежащую на обочине. На лбу ее было написано: «Он утратил и ближайшую жизнь, и последнюю» (22:11). Байазид поднял эту голову и поцеловал ее. Когда спутники спросили его, кто был этот человек, он ответил: «Это голова дервиша, который отказался от обоих миров ради Бога».
Хафиз
Хафиз поясняет здесь, что если отец потерял рай за два зерна пшеницы (в Торе говорится, что он потерял его, взяв запретный плод), то он (Хафиз), как его потомок, продаст небеса за единое зерно ячменя. Здесь содержится скрытый смысл: «ячмень» (джув) в системе нумерологических эквивалентов равен девяти; и слово «ничто» (хич) также означает девять. Возможно, Хафиз провозглашает, что он готов во имя Бога променять Райский сад на ничто.
У Саади были такие же намерения:
Второй шаг на пути к Абсолюту – попрание собственного существования и забвение самого себя ради Него. Как сказал Посланник Бога: «Умри до того, как ты умрешь». Иначе говоря, умри добровольно, прежде чем ты будешь вынужден умереть по необходимости.
Хафиз говорит:
До тех пор, пока ты остаешься «собой», будет невозможно достичь Бога, поскольку ты никогда не увидишь Бога глазами самости. Однако, когда нет тебя, есть Бог, который видит Себя Своими собственными глазами. Капля не может увидеть Океан глазами капли. Она должна сначала потерять себя в Океане Реальности, чтобы увидеть Океан глазами самого Океана. Относительное не способно постичь Абсолютное. Часть должна соединиться с Целым, если хочет обрести абсолютное понимание Целого.