Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) - стр. 39
«Найди своих»
Взрослый объясняет: «Ребята, вы знаете, что в мире животных есть условные знаки, движения, запахи, по которым они узнают своих: заяц узнает зайца, пчела – пчелу именно из своего улья, волк узнает волка и т. д. Давайте попробуем быть зайцами. Представьте себе, что два зайчика потерялись. Все остальные зайчики признают заблудившихся, только если они смогут повторить движения остальных». Каждый ребенок из «стаи» показывает этим двум движение, которое он считает характерным для зайцев, а потерявшиеся должны повторить за ним. Затем детям можно предложить поиграть в медведей, пчел, рыб, змей и т. д.
Формирование умения достигать целей совместными усилиями.
Основными здесь являются любые игры, где ребенок реализует взаимодействие, направленное на достижение определенных целей общения. Например, в игре «Страна грусти» (В. М. Холмогорова) [4] один ребенок должен рассмешить другого и перевести его в «страну веселья». В игре «Волшебная кисточка» ребенок должен объяснить свое желание так, чтобы его понял сверстник.
Необходимо выделить игры и задания, направленные на совместную деятельность, помогающую детям чувствовать себя единым субъектом деятельности, а также способствующую формированию способности действовать в рамках единой цели, дающую опыт согласования действий, умение договариваться, умение понять другого и доступно объяснить.
Начинать лучше с простых игр, направленных на согласованность действий со сверстником.
В играх «Зеркало», «Испорченный телефон» [3;6] дети вначале совершенно не могут повторить за сверстником движения, мимику и позы. Но с каждым разом у них получается лучше. Цель подобных игр заключается в точном повторении за сверстником движений, поэтому интерес от игры к игре возрастает. Затем игры усложняются и требуют разных действий для достижения общих целей. Например, «Дракон кусает свой хвост», «Липучка». Кроме того, задачей взрослого является создание условий для проявления просоциальных форм поведения (бескорыстной помощи, взаимовыручки) и опыта сочувствия, содействия, сопереживания. Например, сюжетно-ролевые игры, требующие взаимопомощи, проявления сопереживания: «Старенькая бабушка» (Е. О. Смирнова), «Заколдованный ребенок» (Е. О. Смирнова), «Живые куклы» (Е. О. Смирнова), «Садовник» (Е. О. Смирнова), «Ласковый мелок», «Салочки-выручалочки» [1;4;6].
В этих играх центром внимания являются роли, которые требуют заботы о другом: «Садовник», «Хозяин куклы», «Заботливый внучек», «Утка с утятами», «Вредное колечко» [4]. Приведем пример. В игре «Старенькая бабушка»