Психология развития и возрастная психология - стр. 87
Думаю, что появление Интернет с новой остротой обозначило проблемы сознательного и бессознательного как в активности отдельного человека, так и больших групп людей. Выбор информации для личного потребления, создание информации для всеобщего потребления или для относительно замкнутой группы людей предполагает использование содержания Я-концепции и концепции Другого Человека, осуществление диалога[41]. Сейчас я сделаю только одно действие – войду в Интернет и посмотрю, как в поисковой машине Рамблер на русском языке представлены эти понятия. Укажу точное время моего поиска 21 мая 2008 г., 9 часов 47 мин. по европейскому времени. Смотрите на эти цифры: Вы искали: Я-концепция, найдено сайтов: 429807, документов: 19048137, новых: 19816. Вы искали: концепция Другого Человека, найдено сайтов: 155748, документов: 2750963, новых: 87. Вы искали: диалог, найдено сайтов: 326477, документов: 11838257, новых: 11118.
Думаю, что читатель сам сделает выводы о степени представленности в сети интересующих меня понятий.
Я думаю, что для понимания закономерностей психического развития имеет смысл обратить внимание на выраженность в сети понятия Я-концепция и диалог и меньшую представленность понятия концепция Другого Человека. Предельно обобщая можно, полагаю, считать, что в современном мире осознаётся необходимость представленности Я в диалоге с Другими Людьми. Одним из показателей этой необходимости является и интерес как теоретиков, так и практиков к современным психологическим теориям, анализирующим Я – самость (например, рассмотренная в этой книге теория Д. Штерна[42]).
Как бы люди не относились к Интернет, называя его всемирной помойкой или приютом для одиноких, виртуальный мир строится и совершенствуется с каждым днём, обеспечивая человеку эффект присутствия при физическом отсутствии во множестве подпространств виртуального пространства. Существование проблемы презентации Я в витруальном мире актуализирует структурирование психологического пространства, создаёт предпосылки для творчества собственных знаков презентации.
Хочется сказать, что таким образом появляется специальное требование к средствам и способам экстериоризации Я, к его возможности быть бесконечным, а значит, бытийным в диалоге с Другими Людьми. Возникает специальное требование общения – быть событием