Психология и психопатология кожи. Тексты - стр. 22
В данном тексте П. Шилдер на разнообразных клинических примерах показывает, как психосоматические конфликты выражаются в изменениях состояния кожи. Автор обращает внимание на то, что психогенные ощущения, вызванные на коже, имеют не только физиологическую причину, но и символическое значение. Это одна из ранних работ, совмещающая психоаналитический и психофизиологический подходы к анализу кожных проявлений.
Люди мало знают о том, что находится внутри их тела, однако им кажется, что они знают свою поверхность, свою кожу, им кажется, что они имеют о ней ясное представление. Они не только чувствуют ее как живую часть самих себя, но и получают постоянно идущие от нее ощущения, к тому же глаза видят кожу достаточно объективным образом. В действительности, согласно нашим с Вечслером исследованиям (Schilder, Wechsler, 1934), дети в возрасте от 4 до 5 лет могут сказать о коже и имеют довольно четкое представление о ней, в то время как то, что находится внутри их тела, они понимают просто как пищу, только что съеденную ими. Лишь двое из исследуемых нами детей на вопрос: «Что находится под кожей?» ответили: «Я». По-видимому, кожа представлялась им просто как нечто защищающее и окутывающее настоящее тело. Здесь дальнейшую помощь оказали наши с Хартманном исследования (Schilder, Hartmann, 1927). Когда взрослые закрывают глаза, они мало что знают о поверхности своего тела. Единственно отчетливое переживание относится к тем участкам кожи, которые натягиваются костями. На других участках тела кожа переживается как нечто неопределенное и неразличимое, с неоформленными границами, связанными с неясными ощущениями температуры. И даже прикасаясь к предмету, мы сначала чувствуем предмет и его поверхность, затем – пустое пространство, а после этого – массу тела, однако кожа не находится в поле непосредственного восприятия. Это как если бы тело находилось под кожей. Лишь когда мы слегка прикасаемся к коже, появляется ее реальное ощущение, но нам это снова кажется чем-то внешним по отношению к нам самим. В патологических случаях пациенты тот же самый принцип могут демонстрировать преувеличенным образом. Шестнадцатилетняя девушка с тяжелой хореей[46] с грустью жаловалась на тонкую резиновую мембрану, натянутую на ее тело. Она говорила, что та не была ее настоящей кожей, и заявляла, что могла бы выздороветь, лишь если бы с нее сняли эту кожу. Но даже оптическое восприятие не дает нам ясного переживания относительно нашей кожи. Мы не способны оценить ее вид правильно, и даже если мы видим обнаженные тела других, мы постоянно удивляемся цвету и структуре их кожи. Обнаженные тела купающихся на пляже снова и снова удивляют нас разнообразием цвета, и многие художники пытались передать эти неуловимые оттенки. Кажется, будто неизвестность в отношении собственной наружности предохраняет нас от ясного восприятия тел других. У нас нет статичного переживания в отношении своей кожи. Мы приобретаем знание о ней благодаря непрерывному динамическому процессу, с помощью которого устанавливаем границу между собой и внешним миром. Язык сохраняет эти различные установки в отношении кожи. «Любит свою кожу». «Выходит с невредимой кожей». «Защищает свою шкуру». А также «Лезет вон из кожи». В Германии также говорят: «Ich wehre meiner Haut» («Защищать свою шкуру») и «Das ist zum aus haut fahren» («Выводить из себя»). He стоит уходить в подобные дискуссии, если психологическая гибкость в отношении переживания поверхности тела не указывает на то, что активные динамические процессы выстраивают и конструируют знание о поверхности нашего тела. Поэтому в создании конфигурации внешней стороны тела постоянно будет задействован опыт всей личности.