Размер шрифта
-
+

Психология Анти-Джокера. О том, что видят все, но не замечает никто - стр. 40

Я уже говорил, что различных животных отличают разные уникальные свойства: суперзрение, суперслух, суперобоняние, способность летать… Так получилось, что наши предки в процессе естественного отбора получили супермозг, он и стал нашей движущей силой в эволюционном отборе. Где-то выживали те, кто лучше летал, а где-то те, кто смог образовать и организовать более сложные и крупные социумы.

Справедливости ради надо отметить, что животные тоже образуют социумы (стаи, прайды и т. д.), но в масштабах несоизмеримо меньших.

3.2.2. Корни нашей дуальности

Нервная система человека имеет двойственную природу, которую мы все на себе ощущаем.

У нас в мозге есть два важных центра: лимбическая система и лобные доли. О строении здесь говорить не будем, но остановимся более подробно на функциях, которые эти центры выполняют.

Лимбическая система – это комплекс древних структур мозга, которые отвечают за реализацию животных потребностей: еду, размножение и доминирование. Ещё один базовый инстинкт – инстинкт самосохранения – для современного человека, живущего вне дикой природы, не имеет большого значения. Он у нас больше выражается в желании иметь комфортные условия проживания.

Лобные же доли выполняют, в частности, функцию тормозного центра лимбической системы и сдерживает эти потребности. Это порождает желание делиться ресурсами с другими, что и позволяет человеку организовывать крупные социумы. Эти качества, или навыки, мы называем «социальными» или «человеческими».

Хочу сделать замечание: если вам эти формулировки не очень понятны, не расстраивайтесь. Дальше мы будем подробно разбирать всё на примерах.

Таким образом, любая социальная группа может существовать исключительно при условии, что её участники вносят свой вклад в некое общее дело. Благодаря этому появляется, например, дифференциация труда: повар готовит еду не только для себя, но и для других участников группы; охотник ловит добычу не только для себя, но и для всех; и т. д.

Всё это не пустые догадки или гипотезы, такое положение вещей определяется строением головного мозга человека. Доказательств этому человечеством накоплено очень много, к примеру, описаны случаи, когда при травме лобных долей люди начинают вести асоциальный образ жизни.

Впрочем, надо оговориться, что в животных желаниях самих по себе нет ничего плохого, их наличие нормально, вопрос лишь в способе их удовлетворения: в ущерб они социуму или нет? У лимбической системы есть ещё одна особенность, а именно стремление удовлетворять потребности с наименьшими затратами энергии. Это тоже хорошо видно по поведению человека. Согласитесь, мы ведь постоянно стоим перед выбором: сделать «как надо» или «как хочется»? Чаще всего под «хочется» подразумеваются наименьшие затраты энергии, а под «надо» – необходимость постараться на пользу социума. Украсть или заработать, договориться или обмануть… Получается, что в природе лжи или обмана лежит биологическая задача добиться результата с наименьшими затратами ресурсов. Человек поступает так или иначе, даже не задумываясь… Всегда находятся люди, которые предпочитают поступать «экономно»: воруют, убивают, обманывают и т. д. Социум всячески наказывает подобное поведение, старается оградить себя от таких людей. Тех, кто всё делает только ради своей выгоды, называют эгоистами. Иногда их сравнивают с животными, религиозные люди говорят, что у таких «нет души» в противовес людям «широкой души», которых социум уважает и любит. Но и тут не всё так просто. Помимо двойственной природы, каждый человек совершает те или иные поступки ещё и в зависимости от обстоятельств. Например, кто-то готов поступить во вред социуму, если будет уверен в безнаказанности; если же не уверен, поведёт себя правильно. Но в целом та или другая модель поведения в его мировоззрении всё равно будет преобладать.

Страница 40