Против злых духов. Из духовного наследия афонского старца Иеронима
1
По учению святых отцов, падшие духи, не имея плоти, изобретают в мечтаниях грехи плотские. Они услаждаются во всех видах греха: и в сребролюбии, и в чревоугодии, и в прелюбодеянии – и все свои греховные измышления стремятся навязать людям, отчего человек, совершивший грех, часто сам удивляется: как он мог такое сделать! – ведь прежде даже и помыслить не мог об этом.
Касательно того, что бесам не дано знать будущее (а также наше внутреннее устроение), о. Иероним говорил, что иногда для славы Божией допускается им ведать то, что они выпросили, а сами по себе они ничего знать не могут.
2
Печатается по кн.: Жизнеописание иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря. М, 2012. С. 28–30.
3
Некоторые рассказы из «Келейных записок» были изданы еще при жизни о. Иеронима и пользовались популярностью в России (хотя имя автора мало кто знал, так как подписаны они были инициалами), другие увидели свет лишь в наши дни. Каждый такой рассказ – не вымысел, а реальная история, просшедшая с конкретным братом Свято-Пантелеймоновой обители. Повествование ведется, как правило, от третьего лица; себя о. Иероним называет просто – духовник. – Примеч. ред.
4
Крумица была метохом (подсобное хозяйство вне монастыря) Руссика, но по устройству ее можно назвать скитом с общежительным уставом, с числом братии более двухсот человек в то время. – Примеч. ред.
5
Пристань на Крумице находится на самой границе с материком. Пользуясь этим, братия купались уже за пределами Афона, потому что на Афоне купание в море не благословляется.
6
Печатается по кн.: Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима, старца-духовника Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. М., 2012. С. 132–136.
7
Печатается по кн.: Духовное наследие иеросхимонаха Иеронима… С. 49–50.
8
На Афоне слово «келлия» («келья», «келия») имеет не только общеупотребительное значение «комната монаха»; так же называются жилые и хозяйственные постройки с церковью, где живет один или несколько монахов, которых именуют келлиотами. В первом случае говорят: «жить в келье», «келейный»; во втором: «жить на келлии», «келлиотский».
9
Печатается по: Душеполезные размышления. 1887. Вып. 11. С. 10–12.