Размер шрифта
-
+

Против злых духов. Из духовного наследия афонского старца Иеронима - стр. 5

Потом первые дни он ощущал большую боязнь, но когда творил крестное знамение, то всё прекращалось. Послушник этот, однако, прожил в обители только около трех месяцев и, смущаясь всё более и более, уехал на родину[7].


***

Невидимых врагов прогоняет и молитва церковная с окроплением жилища святою водою, освященною благодатью Святого Духа через погружение в нее креста Господня. На Афоне существует древний обычай первого числа каждого месяца совершать водосвятие и кропить святой водой все жилые и хозяйственные помещения, огороды, виноградники и прочее с пением тропаря Кресту «Спаси Господи люди Твоя…». Несмотря на это, и здесь, на Афоне, попускаются искушения от духов злобы или по зависти к преуспевающим, имеющим, по святому апостолу Павлу, брань не к плоти и крови, но к властем и кмиродержителем тмы века сего (Еф. 6, 12), или же по доступности их к нерадивым, оставляющим келейное и церковное правило, особенно если живущие вне монастыря, имея домовую церковь, небрегут о частом отправлении Божественной литургии и о водосвятии.

Таков был монах М. Жил он на пустынной келлии[8], но имел слабость – часто ходил в гости к другим келлиотам, чтобы прогнать скуку. Вот что рассказал один из братий Русского монастыря.


Иеромонахи, всякую неделю посылаемые по замонастырским келлиям для совершения в храмах Божественной литургии и причащения братии, а в первое число каждого месяца для водосвятия, нередко находили келлию монаха М. запертою, и так оставался храм без службы.

Отец Иероним увещевал его бросить дурную привычку гостить у других, тем более что одному благоговейнейшему иноку открыто было (образно) духовное устроение некоторых из братии, а также и монаха М., облеченного уже в ангельский образ; не любитель сидеть дома виден был, как и прочие, с крыльями, но у него низ оных сильно был оббит и запачкан, тогда как у других крылья были целые донизу и чистые и даже у некоторых каждое перо, как живое, двигалось, означая способность воспарять умом к высоте небесной. После сильного увещания отец Иероним присовокупил, что неизвинительным для инока упущением келейного и церковного правила он сделает доступ и подаст повод врагам спасения нашего делать пакости и жилищу, и ему самому. После первого же по увещании посещения друзей монах М. начал терпеть страхования от бесов: по ночам стали лететь с горы каменья (келлия находилась внизу обрывистой каменной горы). При явившейся от этого решимости сидеть дома и совершать всё церковное правило духи злобы покушались разными привидениями изгнать его из церкви, в которую влетали страшными по виду птицами, а иногда показывался вооруженный разбойник. После сокрушенной, искренней исповеди во всём инока М. отец духовник немедленно послал к нему на неделю иеромонаха для служения литургии и совершения водосвятия, чтоб келлию и всё принадлежащее ей окропить святою водою с осенением крестом с Животворящим Древом. Исправным исполнением иноческих обязанностей по молитвам старческим монах М. вскоре избавился от такого искушения

Страница 5