Размер шрифта
-
+

Простое рисование: фигура человека. Упражнения для практики набросков с натуры и без - стр. 4


Дмитрий Горелышев. Набросок фигуры. Брашпен с черной тушью

Как сделать практику интенсивнее

Наброски включают наше внимание и тренируют смотрение, а это первичный момент творческого процесса. Подобно рукописному конспекту, они помогают не только быстро зафиксировать, но и структурировать визуальные впечатления. Бывает так, что люди регулярно практикуются, но рисуют примерно одно и то же приблизительно одинаковым способом и материалом. С одной стороны, это тоже полезно и держит в тонусе, с другой – в таком случае автор исследует натуру в ограниченных рамках, не замечая других возможностей.

Чтобы сделать рисовальную практику интенсивнее и интереснее, бывает достаточно простых, даже механических средств. С любым уровнем навыков вы можете изменить базовые настройки: тайминг, формат, технику, задачу. При этом вам не нужно думать о том, что вы хотите сделать или что может получиться, – просто меняете какую-то из настроек и смотрите, что это дает. Вот почему я называю такие средства механическими, это как пульт управления с несколькими кнопками – можно нажать одну и применить какой-то фильтр, а можно нажать несколько, если хочется более сложных сочетаний. Так вы гарантированно получите новый результат и новые ощущения от процесса.

Смена тайминга (времени, отведенного на рисунок) – самое доступное средство. Если вы привыкли к одному таймингу – например, тратите по 10 минут на набросок, – у вас вырабатывается привычка начинать и завершать лист одинаково. Стабильный сценарий обеспечивает стабильный и предсказуемый результат, однако рисование в таком случае может стать совершенно автоматическим, лишенным открытий, вы перестаете искать уникальное решение под конкретную задачу. Рекомендую разнообразить тайминг и уделить внимание тому, что меняется от этого в вашем рисовании. Например, попробуйте такие виды тайминга:


• ускоряющийся – от длительных рисунков к коротким;

• замедляющийся – от коротких к длительным;

• сбитый – чередование коротких и длительных рисунков.


Отдельно хочу отметить рисование фигуры в динамике – когда модель непрерывно находится в движении. Такие наброски как ничто другое тренируют наблюдательность и легкость руки. И не нужно думать, что это «вам рано». Чем раньше вы начнете ставить перед собой такие задачи, тем быстрее увидите прогресс, даже если поначалу результат не будет соответствовать ожиданиям. А если тянуть и сомневаться, то «рано» будет всегда.


Игорь Горелышев. Минутный рисунок. Тушь, кисть

© Горелышев Игорь


Смена формата листа также помогает не зацикливаться на одном приеме и развивать разнообразную моторику руки. Рисуя на одном комфортном формате, мы привыкаем к шаблонным решениям в композиции, пропорциях, детализации. Во время учебы я долгое время рисовал наброски на листах формата А4 и в какой-то момент поймал себя на том, что вообще не задумываюсь, что рисую. Я настолько привык к этим рамкам, что знал, какого размера будет голова, какого размера кисть, как нужно двинуть рукой, чтобы получилось то, что я хочу. В дальнейшем я старался менять формат, чтобы рисование не становилось механической привычкой.

Страница 4