Размер шрифта
-
+

Простое рисование: фигура человека. Упражнения для практики набросков с натуры и без - стр. 3

Р-4517. Кардовский Д. Н. Два натурщика и стопа. Бумага, уголь, 62,4×48,2.

© Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Москва, Россия

Имеет ли смысл обучать академическому рисунку? Или сейчас эта дисциплина сродни латыни – полезно для самооценки и в принципе может пригодиться, но точно не гарантирует, что вы станете востребованным специалистом?

Начну с конца: владение академическим рисунком не влияет напрямую на вашу востребованность, если только вы не хотите быть востребованы в самой академической среде, например преподавать. Для дизайнеров, иллюстраторов и художников владение этим навыком уже давно не критерий.

В то же время академический рисунок налаживает связь между головой и рукой, дает основные средства изображения объема и пространства, учит аккуратности и усидчивости, а еще пространственному мышлению – умению покрутить объект в уме. Я рад, что эти навыки у меня есть, они здорово помогают рисовать и объяснять. Думаю, что они будут актуальны, пока люди вообще изображают что-то, похожее на настоящие объекты, – не обязательно вазы и не обязательно карандашом. А раз так, значит, академический рисунок точно не латынь, и обучение ему имеет смысл.

Другое дело – постановки, натура и место красоты в академической программе. С этим связаны сложные вопросы, из-за которых весьма эффективная система воспринимается сейчас многими как реликт. Но это тема для отдельного разговора.

Георг Кольбе. Присевшая на корточки (набросок). 1913–1916

© Музей Георга Кольбе, Берлин, Германия, CC-BY4.0


Георг Кольбе. Сидящая (набросок). 1913–1916

© Музей Георга Кольбе, Берлин, Германия, CC-BY4.0


Дмитрий Кардовский. Натурщица. К картине «Самсон и Далила». 1902

Р-4530. Кардовский Д. Н. Натурщица. К картине «Самсон и Далила». 1902. Бумага серая, уголь, цветной карандаш, 50×65

© Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Москва, Россия


Эгон Шиле. Стоящая обнаженная, вид справа. 1918

© Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США


Эгон Шиле. Обнаженная в черных чулках. 1917

© Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США


В наше время личная рисовальная практика стала распространенным явлением не только среди профессиональных художников. Например, в Простую школу приходят рисовать люди совершенно разных профессий, возраста, навыков. Для кого-то это что-то вроде рисовальной зарядки, поддержания уровня необходимых навыков, для кого-то – способ отдохнуть от работы, получить новые впечатления, побыть в художественной среде, для кого-то – просто необычный досуг.

Все эти люди, вне зависимости от своих целей, хотят рисовать точнее, интереснее, разнообразнее – процесс затягивает. Именно поэтому будет полезным рассказать о том, как развивать навыки натурного рисования фигуры: что можно рисовать, каким способом, какие цели ставить и как себя проверять.

Страница 3