Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 30
Таким образом, задача развития индивидуальности ребёнка в социальном взаимодействии также может быть отнесена к задачам социального воспитания. Развитие индивидуальности ребёнка в этом контексте приобретает ценность тогда, когда оно делается для социального целого, а не для самого человека.
Определив актуальность цели и задач социального воспитания для отечественной психологии и педагогики, В.В. Зеньковский пишет о закономерном развитии социально-педагогического знания, о становлении социальной педагогики, как науки. Отмечая, что строительство фундамента этой педагогической отрасли находится в начальной стадии, он рассуждает о том, что может быть положено в основу теоретического построения социальной педагогики. По его мнению, основу социального взаимодействия людей стоит искать в человеческой душе. Поэтому для выяснения той основы, на которой может быть построена социальная педагогика, нужно обратиться к анализу социальных сил в душе ребёнка.
Задаваясь вопросом, на чём держится социальное взаимодействие, В.В. Зеньковский подчёркивает, что человек, с одной стороны, не замечает, как осуществляются социальные взаимоотношения, а с другой, – полное игнорирование людьми социальной среды ведёт к развитию индивидуализма. Социальное общение имеет разные формы, однако язык является его могучим фактором, который не создаёт социального единства, а выражает его. Создаётся социальное единство там, где существует пусть и слабое, но сознание этого единства у участников социального взаимодействия. Таким образом, по В.В. Зеньковскому социальное взаимодействие имеет психический характер, так как психика человека рождает социальное единство.
Для объяснения социального общения можно выбрать любую из сфер душевной (психической) жизни – ум, чувство и волю. Однако подробное рассмотрение действия этих психических факторов приводит В.В.Зеньковского к заключению о том, что социальные связи устанавливаются или разрушаются в первую очередь под действием сферы чувств, в эмоциональной области, и чем эта сфера глубже, тем сильнее и продуктивнее социальное общение между людьми. В эмоциональной сфере имеет место закон двойного выражения чувств. Всякое чувство требует своего выражения как в телесном, так и в психическом плане. При социальном взаимодействии подъём в сфере чувств происходит как в области телесной, так и в психической работе. По замечанию В.В.Зеньковского «нигде так не разыгрывается наше воображение, как при социальном общении». Вместе с тем, вслед за Г. Зиммелем, учёный отмечает, что расширение спектра социальных связей человека приводит к тому, что в нём крепнет индивидуальное самосознание. Обнаруживается парадоксальная, на первый взгляд, закономерность – чем больше у человека социальных связей, тем более независим он от каждой из них, тем более освобождается индивидуальная жизнь человека от давления социальных связей. «Наша индивидуальность становится разностороннее, богаче и более независимой, чем шире её социальные связи… Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаём мы себя социальной активности, тем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своём развитии. Так оправдываются известные слова Спасителя «Кто потеряет свою душу ради меня, тот обретётся». Живя для ближних, теряя себя в них, мы вступаем на высший, достойнейший путь нашего индивидуального развития» [153, с. 313]. Социальное воспитание осуществляется как естественным, так и специально-организованным образом. В душе каждого ребёнка, считает В.В. Зеньковский, всегда имеются социальные силы, которые связывают его самосознание и активность с социальной средой. Это – естественная социальность. Специальная организация социального воспитания призвана опираться на собственную активность детей. Активность, пишет В.В. Зеньковский, может быть как волевой, так и эмоциональной. «Воля» обнимает собой такую регуляцию активности человека, при которой сознание цели предваряет его деятельность; при эмоциональной регуляции активности выступает не сознание цели, а определённое эмоциональное переживание. Волевая активность требует от человека «усилия», наоборот, эмоциональная активность поддерживается потоком чувства и, в зависимости от силы последнего, может достигать необычайного напряжения. Вся задача волевой регуляции заключается в том, чтобы вызвать к жизни эмоциональную регуляцию. Таким образом, организация процесса социального воспитания должна использовать эмоциональные факторы в качестве своего ведущего средства.