Размер шрифта
-
+

Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях - стр. 29

В русле традиций отечественных социальных реформаторов В.В. Зеньковский возлагает надежды на институциональные механизмы преобразования воспитания, и в первую очередь, на школу. «Школа должна взять на себя задачи социального воспитания, должна готовить не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе, воодушевлённых идеалами солидарности» [153, c. 298].

Институты воспитания, в той же степени, что и семья, должны естественным образом отражать наличную связь со всей социальной средой, в которой они находятся. Только при соблюдении этого условия процесс социального воспитания обеспечивает равномерное взаимодействие ребёнка и среды. В ситуациях намеренной изоляции детей от социального окружения, избирательности в социальных контактах неминуемо происходит сосредоточение воспитания на ребёнке, в итоге он вырастает эгоистом, пользующимся «всеми благами социального развития, всецело погружённого в свои собственные задачи» [153, c. 297].

Тех, кто пользуется общественными отношениями для своих эгоистических целей, В.В.Зеньковский называет жертвами определённых условий и предлагает для них путь социальной терапии. Подробно раскрывая далее, в следующей главе работы собственное представление о врождённом наличии социальных сил в душе ребёнка, в постановочной части проблемы психолог пишет: «Холодное использование общественных отношений это результат какого-то излома в душе, лишившего эти натуры нормального душевного развития. Так или иначе, но преодоление тех психических вывихов, которые отбрасывают человека в ранние его годы от общества и подавляют его социальные влечения, всегда будут составлять одну из труднейших, но вместе с тем и благодарнейших задач социального воспитания» [153, c. 304].

Называя развитие здоровой социальной активности детей важной задачей социального воспитания, В. В. Зеньковский обращает внимание не только на усвоение ими техники социального общения и умения действовать социально, но и на содержание этой социальной активности, которое вовсе не безразлично для общества. Он пишет, что существует немало форм такой активности, которая негативна для общества, например преступность.

В связи с этим, немалое значение в социальном воспитании приобретает дифференциация его задач. Задачи социального воспитания по-разному будут формулироваться в отношении разных типов людей – для активных необходимо придание ценного содержания наличной социальной энергии, для тех, кто инертен необходимо пробудить социальную активность. В отношении антисоциальных членов общества социальное воспитание должно не уничтожать в корне антисоциальный фактор, а облагородить и возвысить его. «Поскольку борьба с обществом, с рутиной и казёнщиной одушевляется высшими идеальными стремлениями, – эта борьба должна быть признана одним из важнейших и влиятельнейших факторов социального прогресса. Задачей социального воспитания здесь является использование часто очень глубоко заложенного антисоциального настроения путём одухотворения его высшими идеальными началами» [153, с. 304].

Страница 29