Пробуждённые сновидений: тибетская йога сна и практика осознанных сновидений на пути внутренней трансформации и постижения истины - стр. 11
Десять ступеней развития шаматхи (с кратким описанием каждой ступени):
1. Направленное внимание – развитие способности фокусироваться на выбранном объекте.
2. Длительное внимание – способность удерживать внимание на выбранном объекте в течение минуты.
3. Восстановленное внимание – способность мгновенно восстанавливать внимание на объекте, когда имело место отвлечение.
4. Усидчивое внимание – объект внимания никогда не стирается из памяти полностью.
5. Освоенное внимание – практика однонаправленной концентрации, cамадхи, начинает приносить удовлетворение.
6. Смиренное внимание – ум перестаёт оказывать сопротивление тренировке внимания.
7. Полностью смиренное внимание – устраняются привязанность, меланхолия и апатия.
8. Однонаправленное внимание – возбуждённость или вялость больше не нарушают самадхи.
9. Сбалансированное внимание – самадхи поддерживается без усилий.
10. Шаматха – способность без усилий поддерживать концентрацию на выбранном объекте в течение как минимум четырёх часов. Сильно возрастает мыслительная и психологическая гибкость ума. Появляется множество сопутствующих эффектов>4.
Обычно, когда речь идёт о десяти ступенях развития шаматхи, используют метафору течения реки. Вначале мысли, эмоции, зрительные образы и другие ментальные события проносятся перед внутреннем взором со скоростью падающих струй водопада. На последних ступенях все перечисленные ментальные события теряют свою скорость и появляются гораздо реже. Тогда их можно сравнить с размеренным течением реки по равнине. В конечном итоге они полностью успокаиваются, и их можно сравнить с водой в океане.
Три последовательные практики развития шаматхи
Я пришёл к выводу, что эти три практики являются наиболее эффективными для современных людей, которые хотят овладеть техникой шаматхи. Первая из них – это осознанное дыхание. Эта практика заключается в том, что мы тренируем свою внимательность, наблюдая за вдохами и выдохами, отмечая про себя физические ощущения, которые появляются в теле благодаря естественному дыханию. Опыт осознанного дыхания обеспечивает нам отличную подготовку, приводящую наши тело и ум к расслаблению, которое необходимо для того, чтобы начать практику. Для тех, кто захочет пройти через все десять ступеней практики, я рекомендую на первых четырёх ступенях использовать именно осознанное дыхание. Для следующих трёх ступеней (с пятой по седьмую) я рекомендую использовать практику приведения ума к естественному состоянию. В этой практике внимание переключается с дыхания на ментальные события. Мы наблюдаем за всем, что появляется в уме, – за мыслями, зрительными образами и эмоциями. Мы наблюдаем за ними абсолютно беспристрастно, совершенно не вовлекаясь. Мы позволяем этим ментальным событиям, которые обычно увлекают наш ум за собой, показываться и исчезать в «окне ума» так, словно они облака, летящие по небу. Начиная с восьмой ступени мы практикуем так называемую